Китайский ecommerce-гигант AliExpress начинает доставлять заказы россиян в постаматы. Изучаем, как развивается рынок автоматических пунктов выдачи, и что изменится в доставке «последней мили» в ближайшие годы.

Площадка AliExpress совместно с курьерской службой DPD начала доставлять заказы россиян в постаматы. С 19 июня услуга доступна покупателям 100 российских городов. Таким образом китайский ритейлер планирует сократить время доставки до 8-15 дней. В октябре 2017 года подобную услугу запустил маркетплейс Tmall, также входящий в Alibaba Group.

Постаматы (иногда их называют почтаматы) – это автоматические терминалы, оборудованные ящиками разного размера и предназначенные для выдачи и для приема отправлений. Помимо камер хранения, большинство терминалов имеет сенсорный экран, слот для оплаты банковской картой, купюроприемник, сканер штрих-кодов и принтер для печати чеков.

Если интернет-магазин предлагает доставку в постаматы, то при оформлении заказа клиент может выбрать ближайший к своему дому терминал. Как только заказ поступит, покупателю придет уведомление с кодом ячейки и указанием, в какой срок необходимо получить посылку. Код гарантирует открытие ячейки с нужным товаром. Оплата возможна как при оформлении заказа на сайте, так и при получении, если постамат оборудован средствами приема платежей.

Изначально подобные устройства появились на Западе. В США сейчас работает несколько крупных сетей постаматов. Например, у UPS (United Parcel Service) установлено несколько тысяч устройств по всей стране, в основном – в сетях супермаркетов. Amazon активно устанавливает терминалы для выдачи заказов на автозаправках, в магазинах 7 Eleven, а с недавнего времени и в подъездах многоквартирных домов.

В Европе развивать сеть автоматических терминалов начала курьерская служба DHL совместно с австрийской компанией KEBA. В Германии в настоящий момент работает почти 3000 постаматов. Оценили разработку и в других странах: почтовые станции активно используются в Австрии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Польше.

По немецкому образцу

Опыт DHL и KEBA вдохновил Надежду Романову, в тот момент коммерческого директора «СПСР Экспресс», на создание собственной сети постаматов в России. По словам Романовой, основным аргументом стало то, что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость по сравнению с классическими пунктами выдачи. Так в 2010 году появилась компания PickPoint.

Сейчас PickPoint является не только основоположником, но и лидером по количеству работающих почтовых станций. Согласно информации с официального сайта, ей принадлежит сеть из более чем 3 400 постаматов и пунктов выдачи заказов в 540 российских городах. Компания не уточняет, какой процент составляют именно постаматы, но по оценкам экспертов – около половины. В 2017 году число отправлений, доставленных PickPoint, выросло до 7 млн штук против 4,4 млн годом ранее.

Основные конкуренты PickPoint – компании TelePort и Pulse Express. Обе вышли на рынок в 2016 году. По данным игроков рынка, сейчас у последней установлено около 250 устройств, большая часть располагается в магазинах «Магнит». В 2017 году генеральный директор Pulse Express озвучивал планы устанавливать ежегодно до 1,5 тысяч постаматов, чтобы к 2020 году их количество достигло 6 тысяч.

Что касается петербургской TelePort, она также сотрудничает с магазинами шаговой доступности «Дикси» и «Пятерочка». Кроме того, развивает постаматы в подъездах жилых многоэтажных домов.

«Уже в 2016 году услуги постаматов и пунктов выдачи заказов стали доступны жителям большинства российских городов, то есть, более 70% населения страны, – комментирует Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry. – Однако пока сети в регионах развиваются неравномерно. Основная доля автоматизированных терминалов выдачи сосредоточена в Центральном и Приволжском федеральных округах. При этом наиболее активно постаматами пользуются жители крупных городов. Здесь традиционно больше молодых энергичных покупателей, предпочитающих быструю и недорогую доставку в шаговой доступности от дома или места работы».

Удобство, экономия, конфиденциальность

Компания DPD ежегодно проводит исследование предпочтений онлайн-покупателей E-Shopper Barometer. По результатам последнего исследования, в 2017 году 55% опрошенных европейцев хотели бы забирать свои покупки в постаматах. Если говорить об активных онлайн-клиентах из Европы (тех, кто делает более 14 заказов в год), то среди них готов пользоваться постаматами 61% опрошенных. Наиболее популярны почтовые станции в Эстонии: 80% опрошенных регулярно выбирают этот вариант доставки. В России 66% респондентов хотели бы забирать свои онлайн-заказы в постаматах. Еще больше эта цифра у активных онлайн-покупателей – 76 %.

Использование постаматов – актуальный тренд последних лет, – говорит Алексей Виноградов, директор компании Lockerbox. Это дешевле для продавца, и, соответственно, для покупателя, если сравнивать с курьерской доставкой. В логистике есть понятие «последней мили», которую товар должен пройти от склада непосредственно до покупателя. Зачастую на этот небольшой отрезок приходится 50% от общей стоимости доставки.

«В США и Европе проводились исследования, – продолжает Алексей Виноградов. – Если стоимость доставки курьером на дом стоит на 3 доллара (евро) больше, чем доставка в постамат, то половина респондентов предпочтут именно последний вариант. Об аналогичных исследованиях в России я не слышал, но если учитывать, что у нас разница между доставкой на дом и постаматом составляет в среднем 150-200 рублей, то результат будет не меньше».

Покупатели все чаще выбирают постаматы не только из-за стоимости, но и из-за удобства: не нужно ждать курьера, открывать дверь незнакомому человеку, можно забрать заказ в любое удобное время – некоторые терминалы имеют круглосуточный режим работы. Еще один важный фактор – конфиденциальность.

Дмитрий Коробицын, генеральный директор компании «Поставщик счастья».

«Поставщик счастья» – крупнейший дистрибьютор товаров для взрослых – работает с сервисом PicкPoint c 2011 года. И этот способ доставки практически сразу стал популярен среди покупателей. В 2012 году на долю почтовых терминалов у компании приходилось 8% отправлений, в 2013 – 13%, в 2014 – 20%, в 2015 – 29%, в 2016 – 35%, а в 2017 году – уже 40%.

«У постаматов есть очень важное преимущество: 100% конфиденциальность и отсутствие необходимости контактировать с человеком в процессе получения заказа, – рассказывает Дмитрий Коробицын, генеральный директор компании «Поставщик счастья». – Товары у нас специфические, и есть категория клиентов, которая смущается даже в пунктах выдачи заказов. А в постаматах в процессе получения – полная анонимность. Поэтому среди наших покупателей востребованность этого способа доставки стабильно растёт».

Рыночный рост еще не начался

Для интернет-магазинов постаматы уже стали одним из обязательных форматов доставки, наряду с пунктами выдачи заказов, курьерской доставкой и «Почтой России», – отмечает Алексей Бездеткин, Boxberry. Ритейлерам автоматические терминалы упрощают процесс доставки на этапе «последней мили»: сокращая расходы на содержание собственной курьерской службы, магазин получает возможность снизить цену на доставку товаров. О растущей популярности этого способа получения заказа говорит и то, что в партнерах у сети постаматов PickPoint уже более 5,5 тысяч интернет-магазинов.

Однако есть и сложности. Одна из них – ограничения по категориям товаров, которые могут быть доставлены в терминалы. «Устройства пока еще не предполагают, что какой-нибудь интернет-ритейлер, например «Утконос», разместит охлаждаемые ячейки, – говорит Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. – Также в постамат не положишь крупногабаритные грузы, например, детскую коляску или велосипед».

Например, AliExpress на первом этапе реализации проекта накладывает ограничения на товары, которые доставляет в российские постаматы: они должны весить не более 15 килограммов и иметь размеры максимум 60х40х30 см.

На данный момент не все ритейлеры понимают, как выстроить систему работы с постаматами, – добавляет Алексей Виноградов, Lockerbox: «Правильный терминал должен быть полностью интегрирован в бизнес-процессы компании: быть связанным с системой информирования клиента о статусе доставки; иметь возможность резервировать ячейки, исходя из размера посылки; передавать информацию для бонусной программы и так далее. Это не просто коробка для хранения, а полноправный элемент цепочки между продавцом и покупателем».

В 2017 году компания Data Insight проводила исследование рынка постаматов и пунктов выдачи заказов. Согласно данным исследования, в 2016 году опыт использования автоматических почтовых станций приобрели более 50% онлайн-покупателей, что закрепило статус постаматов как самостоятельного канала доставки в интернет-ритейле. По мнению аналитиков Data Insight, рынок далек от насыщения. В ближайшие годы стоит ожидать развития автоматизированных пунктов выдачи как в небольших, так и в крупных городах.

Аналогичного мнения придерживаются опрошенные нами эксперты. «У постаматов еще не начался нормальный рыночный рост, – считает Андрей Востриков, руководитель компании-разработчика «Формлаб». – То, что мы видим – лишь малая надводная часть айсберга. Дальнейшее развитие будет идти очень агрессивно, особенно, когда постаматы можно будет ставить уже на этапе строительства новых многоквартирных домов».

Драйвером развития, по мнению Андрея Вострикова, станет экономия для ритейлеров: «Сейчас доставка курьером в крупных городах стоит 250 рублей. А представьте цену в 10 раз меньше, а сами доставки 20 раз быстрее… Для ecommerce-рынка – это миллиарды сэкономленных денег». Экономия времени и денег достигается за счет того, что не нужно «ловить» покупателя дома, поднимать товар на этаж, принимать оплату и выполнять прочие мелкие, но дорогие операции между живыми людьми.

Возможности автоматических терминалов будут расширяться, они станут доступными для большего числа товаров, а рынок постаматов ждет взрывной рост в ближайшие 5 лет. «Постаматы станут обычной вещью в подъездах, как почтовые ящики, – говорит Андрей Востриков. – Доверие к ним проявится года через 3, когда пользователи начнут платить за регулярные доставки товаров по подписке: хлеб, бритвы, бытовая химия, вода, газеты. Лично для меня странно, что подобные терминалы не стоят в московских подъездах уже сейчас».

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar