Термины «Четвертая промышленная революция» и «Цифровая трансформация» звучат буквально на всех профильных конференциях и панельных дискуссия. Рассказываем, как один из гигантов немецкой индустрии в течение нескольких лет провел успешную цифровизацию всех бизнес-процессов.

Германия и четвертая промышленная революция

Все счастливые страны мечтают о цифровой экономике, но не все цифровые рынки равны, а некоторые еще и фрагментированы.

Германия с ее высоким уровнем развития и культуры производства нашла ключ к цифровизации в концепции «Индустрия 4.0» – синоним так называемой «Четвертой промышленной революции». Считается, что термин впервые использовали в 2011 году на международной промышленной ярмарке в Ганновере представители немецкого бизнеса, политики и науки. Научно-популярное обоснование концепции в одноименном книжном бестселлере дал немец Клаус Шваб, бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе с 1971 года.

Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в Давосе.

В узком смысле концепция «Индустрия 4.0» предполагает сквозную цифровизацию всех физических активов предприятия и их интеграцию в единую экосистему. В широком смысле «Индустрия 4.0» – это немецкий «проект будущего», стратегический план развития национальной экономики на основе прорыва в области информационных технологий. В США, где придумали Google, Apple и Facebook, у цифровизации есть крен в сторону развития социальных сетей, развлечений и коммуникаций, у Китая с Индией колоссальное число интернет-пользователей, немцы ставят задачу добиться эффекта от цифровизации в своих традиционно сильных областях.

Концепция «Индустрия 4.0» довольно быстро прошла несколько стадий общественного обсуждения, оформилась в проект, получила федеральную поддержку, и уже к 2030 году немецкие власти планируют полностью перейти на систему промышленности, построенную по новым стандартам.

Henkel как пример цифровой трансформации

Осенью 1876 года молодой предприниматель Фритц Хенкель и его партнеры основали компанию Henkel & Cie в городе Ахен – здесь открылась фабрика по производству универсального порошка для стирки на основе силиката натрия. Формулу порошка придумал сам Фритц. Компаньоны первые стали фасовать товар в бумажные пакеты, в отличие от своих конкурентов, которые торговали вразвес. В истории о сотворении сразу три ключевых идеи, которые легли в ДНК компании: инновации, производство, передовой маркетинг.

Фритц Хенкель, основатель компании.

Компания Henkel коренным образом изменила процесс стирки после изобретения Persil –
стирального порошка активного действия, придумала Weisse Dame («Даму в белом») – один из самых успешных рекламных образов в истории, пережила две мировые войны, глобальную послевоенную экспансию на международные рынки и одно из крупнейших слияний в экономике: в 1995 году бренд Schwarzkopf стал частью концерна Henkel.

Сейчас Henkel – это 53.000 сотрудников, 188 заводов и 22 исследовательских центра. В 2017 году выручка компании впервые превысила 20 миллиардов евро, а операционная прибыль составила 3,5 миллиарда евро. Внутри компании развиваются три дивизиона: Adhesive Technologies (клеевые технологии), Beauty Care (косметика), Laundry and Home Care (стиральные порошки и бытовая химия), а также создан собственный венчурный фонд и ведется работа со стартапами и компаниями с цифровыми продуктами и сервисами.

Штаб-квартира Henkel в Дюссельдорфе.

В течение нескольких лет немецкий гигант внедрил технологии «Индустрии 4.0» в свои бизнес-процессы и вывел на рынок собственные цифровые продукты и сервисы. В июне 2018 года компания организовала глобальный пресс-тур в штаб-квартиру Henkel в Дюссельдорфе для десятков журналистов из разных стран мира. Цель, в общем-то, хвастливая: Henkel как публичная компания заявляет о своих успехах в цифровизации, Германия как нация делает заявку на лидерство в цифровой экономике, предлагая свой, отличный от американского и азиатского, путь развития.

Цифровые продукты: SalonLab

Нильс Декке, руководитель отдела цифрового маркетинга в категории Beauty Care.

Создание собственных цифровых продуктов – один из важнейших этапов цифровой трансформации. В начале 2017 года компания Henkel начала работать над цифровым дополнением к основному продуктовому портфелю. Проект получил название SalonLab (приз на CES2018 за лучший потребительский продукт) – это анализатор состава волос, цифровой консультант с дополненной реальностью и миксер персонифицированных шампуней.

Работа устройства необычайно простая – сканер анализирует состав, качество и здоровье ваших волос, приложение в смартфоне или планшете помогает подобрать цвет, а миксер производит персонализированный шампунь со штрихкодом, в который вшита его уникальная формула. Весь процесс занимает примерно пять минут. Нильс Декке, руководитель отдела цифрового маркетинга в категории Beauty Care, рассказал, что в ближайший год SalonLab доступен для клиентов в тестовом режиме.

Кто такие дисрапторы?

Дисраптор («разрушитель») – красивое название из вселенной «Звездных войн», давно живет в поп-культуре, откуда словечко перекочевало в современный деловой лексикон. Под «разрушителями» понимают компании, которые создают новые продукты, сервисы и бизнес-модели. Сейчас вокруг этого термина ломаются словесные копья, но, в общем и целом общественный консенсус сводится к следующему: «разрушители» выступают одновременно и как «созидатели», что логично.

Для практичных ответов на вызовы дисрапторов немцы создали HenkelX – такой кроссфункциональный юнит, который объединяет экспертизу различных подразделений компании и развивает предпринимательскую энергетику ради ускорения цифровой трансформации.

Три ключевых поля действия HenkelX:

1. Ecosystem. Развитие экосистемы – открытой платформы инноваций, объединяющей сеть партнеров и экспертов от стартапов, университетов и предпринимателей до ритейлеров и индустриальных экспертов – с поддержкой командами менторов.

2. Experience. Организация интерактивных мероприятий и встреч партнеров экосистемы, способствующих генерации идей и развитию партнерских связей.

3. Experimentation. Развитие и поощрение экспериментальной активности, создание работающих прототипов новых продуктов.

Индустрия 4.0

Цифровые технологии позволяют Henkel повышать эффективность производства. Компания ежедневно собирает 500 миллионов сигналов на своих заводах: материалы, производительность средств производства, климат в цехах и лабораториях, данные о сырье, процессах и так далее.

При создании новых заводов происходит погружение в проект при помощи технологий виртуальной реальности. В комплексной логистике – создаются и развиваются цифровые системы глобальных цепей поставок. В работе на складах – сканирование запасов и инвентаризация дронами и объединение этой информации в WMS – цифровых системах управления складами.

3D печать и современные автомобили

Современный автомобиль – это технологичный, автономный и совершенствующийся смартфон на колесах. Продукты Henkel – это в том числе 3D печать и современные автомобили, в производство которых компания вовлечена в рамках единой технологической экосистемы.

Henkel создала и развивает Digital Lighthouse – центр цифровых технологий и распространения их в корпорации. Цифровой трансформацией компании руководит Chief Digital Officer, CDO. Одна из важнейших задач CDO – создание культуры практичных и прагматичных инноваций, управление банком знаний компании, поощрение коммуникационных пространств внутри компании.

Каким боком тут ритейл?

Цифровая трансформация начинается с детального изучения потребностей клиента. Henkel классифицирует клиентов и работает с каждой категорией индивидуально: беззаботные (carefree), энтузиасты (enthusiastic) и экономные (economizer). В компании введен термин customized innovation – то есть, инновации, которые адаптированы под характер и потребности клиентов.

Henkel продает свои товары и работает практически во всем мире и находится в постоянном исследовательском контакте со своими с партнерами – ритейлерами. Навигация клиентов по магазинам, полкам, онлайн-магазинам, правильное взаимодействие с покупателем – в цифровом бизнесе эти задачи изменились и требуют от продавца и производителя совместных подходов и решений.

Один из ключевых кейсов Henkel: в Китае в результате совместной активной работы с ритейлерами, компания значительно подняла продажи продукта Diademine с помощью эксперимента. Во время онлайн-покупки покупателям предложили добавить один пузырёк за 3 евро в корзину и получить шанс выиграть всю корзину бесплатно.

Материал подготовлен редакцией RETAILER.ru. Благодарим за помощь в подготовке материала Павла Биленко, руководителя образовательных программ Индустрии 4.0 Московской школы управления Сколково.

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar