Почему «Уютерра» решилась внедрять SAP в разгар кризиса и чего ей это стоило

В 2009 году немногие розничные компании отваживались на инвестиции в ИТ-проекты. Те, которые склонны были что-то внедрять, делали это по большей части ради сокращения издержек. «Уютерра» с ее амбициозными планами захвата рынка стала одной из немногих, кто в самый разгар кризиса начал масштабный ИТ-проект.

Переехать в новую квартиру

«Я считаю, что инвестиции в ERP-системы вообще могут быть только инфраструктурными и напрямую зависят от задач и целей компании», – говорит Антон Заруев, ИТ-директор «Уютерры». У «Уютерры» с задачами была полная ясность, в планах был агрессивный захват рынков Москвы и Санкт-Петербурга, а также активизация развития в регионах. Для этого в компании и затеяли масштабный проект, который предполагал внедрение нескольких новых систем сразу, интегрированных между собой. Во-первых, SAP for Retail, которая позволила бы автоматизировать товарную логистику, финансы и бухгалтерию, а также Infor WM – система управления складом для автоматизации РЦ в городе Липецке, и H70 – система собственной разработки для поддержки работы бэк-офисов магазинов.

«Старые системы, с которыми мы работали, просто были бы не в состоянии справиться с теми объемами данных, которые мы ожидали. Из-за быстрого роста числа магазинов и поставщиков, увеличения ассортимента и количества пользователей у нас уже начинались сбои систем и потери информации, – вспоминает Антон Заруев. – Когда число наших магазинов превысило 60, мы поняли, что логичнее поставить новую ERP-систему, чем работать в старых. С другой стороны, мы умышленно отказались от каких-то глобальных амбиций в проекте перехода на новую ИС. Задача звучала так: переехать в новую «квартиру», при этом ничего не потерять и добавить несколько ключевых, ставших насущными ценностей».

«Ключевыми ценностями» для «Уютерры» стало улучшение операций по товарной логистике и финансам, стандартизация управления ассортиментом магазинов, автоматическое планирование пополнения запасов магазинов, электронный обмен документами с поставщиками, оптимизация работы РЦ, а также бэк-офисов магазинов. «В соответствии с первоначальным планом запуск должен был состояться 1 января 2010 года. С одной стороны, срок реальный, но означающий очень большую нагрузку на участников проекта со стороны не ИТ-подразделений, но с другой – мы понимали, что если что-то пойдет не так, то недополученные, например, 10% от предновогодних продаж – это совсем не то, что недополученные 10% от продаж в мае», – объясняет Антон Заруев. Как оказалось, в «Уютерре» переживали не зря.

Магазины без товара

Лето 2010 года Александр Селиверстов, первый заместитель генерального директора «Уютерры», наверное, забудет не скоро. «Несколько недель пополнения наших магазинов не происходило вообще, – вспоминает он. – Полки были полупустыми, товар, который на них был, распродался в считанные дни, а доставки со складов не было». По рынку тут же поползли слухи о том, что у компании проблемы из-за того, что она решила внедрять систему не по размеру: мол, SAP – это для гигантов розничного бизнеса, а не для сетей уровня «Уютерры». Отсюда и все проблемы, шептались в кулуарах. Как оказалось, дело было вовсе не в SAP. Виной всему был одновременный запуск сразу нескольких систем.

«Поставки были остановлены специально, поскольку мы хотели добиться максимальной точности переноса между системами как исторических данных, так и текущих остатков, – объясняет Антон Заруев. – Согласно плану проекта, плановая остановка должна была составить две недели. Фактическая же составила три недели из-за задержек в переносе основных данных и информации об остатках магазинов».

Разговоры недоброжелателей о том, что SAP «Уютерре» не по размеру, Антон Заруев считает беспочвенными. «Если честно, мы вообще не увидели альтернатив SAP на российском рынке с точки зрения достаточного количества компаний и специалистов с опытом внедрения, а также поддержки розничной торговли. Во-вторых, вряд ли кто-нибудь, кроме консультантов по SAP с опытом нескольких внедрений в отечественных компаниях, мог бы уложиться в столь ограниченный срок и фиксированный бюджет, которые были у нас».

Денежный вопрос

«Это иллюзия, что SAP значит «очень дорого», – уверяет Виталий Порубов, директор по продажам компании «НОРБИТ». – Раньше это было действительно так. Но несколько лет назад разработчик начал активно продвигать свой продукт на рынке среднего бизнеса. И сети вроде «Бахетле» (17 магазинов), «Уютерры» (70 магазинов) или «Берингова» (25 магазинов) начали активно переходить на SAP. Вендор уже несколько лет идет по пути внедрения пакетированных преднастроенных решений, которые созданы на основе лучших практик западных и российских ритейлеров. Эти решения не требуют длительной настройки. В итоге стоимость проекта получается практически на уровне затрат, которые понесет ритейлер, внедряя менее масштабную систему. Стоимость проекта по внедрению, как известно, складывается из оплаты консультантам, покупки лицензии и стоимости «железа». В случае с SAP for Retail получается, что консультанты работают над «донастройкой» решения меньше времени, поэтому эта часть издержек сокращается. При покупке лицензий у SAP есть несколько вариантов, поэтому сократить издержки здесь тоже можно. По времени проект внедрения SAP for Retail занимает всего несколько месяцев, зато инструменты управления, которые ритейлер получает благодаря ему, переводят бизнес на иной уровень».

Антон Заруев согласен, что с SAP бизнес действительно меняется. Взять, к примеру, проблему, с которой сталкиваются многие ритейлеры: внесение изменений задним числом. С одной стороны, многие представители розничных сетей уверяют, что они им необходимы, с другой – постоянно жалуются на «плывущую» при этом отчетность. В SAP внесение изменений задним числом запрещено. Зато доступно сторнирование документов. «Мы приняли принципиальное решение работать только со сторнированием, – говорит Антон Заруев. – Я абсолютно уверен, что потребность во внесении изменений задним числом – это в первую очередь следствие слабой деловой дисциплины».

В целом в «Уютерре» проектом довольны. «Улучшения видны уже сейчас, – рассказывают в компании. – Они заметны как на уровне глобальных процессов, так и в каких-то, казалось бы, мелочах, которые, тем не менее, оказывают большое влияние на нашу эффективность. Например, теперь мы смогли полностью отказаться от перепроведений и всегда видим адекватные остатки на складе и в магазинах. Не с задержкой в два дня, а в режиме реального времени». Как и многие ритейлеры, «Уютерра» не просчитывала рентабельность инвестиций, но решила для себя, что главными показателями эффективности будет способность уложиться в сроки и бюджет. Это ей удалось. «Сейчас у нас идет завершение фазы стабилизации, – рассказывают в компании. – Нам еще нужно решить несколько задач, например запустить функцию автоматического планирования пополнения товаров для большинства групп товаров, проработать процедуру инвентаризации РЦ. А потом мы планируем внедрять систему на базе SAP – Business Objects, чтобы руководство компании имело возможность быстро получать адекватную аналитику в удобных для восприятия форматах». Для дальнейшего развития бизнеса компании это не менее важно, чем выстроенная логистика и учет.

*На правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments