Санкт-Петербургский рынок встроенных помещений в первом квартале 2015 г. показал оживление, рассказала руководитель департамента Street Retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге Ольга Аткачис на встрече с журналистами.
По словам эксперта, пик освобождения этих площадей пришелся на конец прошлого года, а с начала этого года наблюдается их заполнение. Например, если в ноябре-декабре 2014 г. на Невском проспекте пустовало около трети помещений, то сейчас — не более 15−20%. Среди тех, кто отказался в конце прошлого года от флагманских объектов на главной магистрали города, — НТС, "Билайн", Ессо, ряд банков и заведений общепита. Закрылся и фирменный магазин, торговавший товарами с символикой футбольного клуба "Зенит". Среди новых арендаторов, уже освоивших и только осваивающих освободившиеся локации, — московская сеть общепита, ранее не представленная в Северной столице (наименование в Colliers International не называют), сувенирные лавки, ориентирующиеся в условиях кризиса на внутренний туристический поток, и др. Лучшие из оставшихся вакантных площадей найдут новых хозяев не позже осени этого года, полагают в Colliers International.
Среди тех, кто охладел к стриту, — операторы сегмента fashion и аптечные сети. На прежнем уровне остается интерес к встроенным помещениям со стороны FMCG-ритейлеров в низком и среднем ценовых сегментах, торговцев детскими товарами и БТиЭ-сетей. Не снижают темпов развития сетевые кафе и рестораны, а также сети алкогольных магазинов.
За последние шесть месяцев рублевые ставки аренды на центральных магистралях города снизились в среднем на 20–30%, в том числе и для ликвидных помещений. В Colliers International отмечают, что в первом квартале 2015 г. собственники помещений в стрит-ритейле начали уменьшать скидку: если на конец прошлого года они предоставляли дисконт в 35-40%, то сейчас готовы "упасть" не более чем на 15−20%. На размер конечной ставки аренды влияют как локация, так и качественные характеристики помещения (свободная планировка, наличие витрин и проч.), а также срок экспозиции объекта.
Корректируют ситуацию и внешние факторы. Так, в районе станции метро "Василеостровская", которая закроется на ремонт в июле, арендодатели нередко готовы снизить ценник вдвое.
Торговые центры освободятся
Другая ситуация — на рынке торгово-развлекательных центров. Здесь за первые три месяца года уровень свободных площадей увеличился в среднем по рынку с 5,5 до 6,5%, сообщают в Colliers International. При этом показатель различается в неуспешных ТЦ и качественных объектах, подчеркивает генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев. До конца года процент вакантных площадей будет только увеличиваться, уверен эксперт.
Освобождающиеся места в качественных торговых центрах занимают операторы, которые раньше не могли попасть в комплекс, в том числе индивидуальные предприниматели, отмечают в Colliers International.
В первом квартале в Петербурге не было открытий: совокупная торговая площадь сохранилась на уровне 3,52 млн кв. м, бóльшую часть которых занимают непосредственно галереи торговых центров (2,64 млн кв. м). На остальных работают якорные арендаторы. Обеспеченность торговыми площадями в Петербурге составляет 513 кв. м на 1 000 жителей (второе место по России после Самары).
Арендаторы и девелоперы продолжают пересматривать коммерческие условия, договариваясь о привязке к проценту с оборота, фиксации курса валюты и отсутствии индексации ставки на 2015 г.
До конца года ко вводу в городе готовятся Outlet Pulkovo (арендопригодная площадь — 15 тыс. кв. м, открытие летом 2015 г.), вторая очередь "Питер Радуги" (27 тыс. кв. м, техническое открытие — в августе-сентябре 2015 г.) и локальный ТЦ "Парнас" (15 тыс. кв. м).