Специально для H&F аналитик Андрей Трепецов с коллегами изучает известную компанию и рассказывает, как она выглядит в глазах инвестора. В этом выпуске — сеть магазинов "Спортмастер".

Стресс-тесты используются экономистами для определения устойчивости системы (компании) в условиях превышения пределов нормального функционирования. С их помощью мы проверяем известные инновационные* компании на устойчивость и перспективность их бизнеса. Оценка построена так: сначала мы рассматриваем декларируемые компанией результаты и прогоняем их через семь важных критериев, признанных успешными инвесторами. Затем рассматриваем три актуальных риска данного бизнеса и готовность акционеров и топ-менеджмента их минимизировать. После чего суммируем баллы и выносим итоговую оценку.

Мы исходим из того, что речь идёт о стратегической инвестиции, то есть игре вдолгую. Наша задача: дать реальный, независимый взгляд на компании, чьи перспективы кажутся очевидными, а не посоветовать, в какие бумаги срочно вкладываться.

* Под инновационными мы понимаем компании, которые изобретают новые модели, продукты, технологии, открывают новые рынки, опираются на свои разработки и оригинально выстроенные процессы и бизнес-культуру.

"Спортмастер"

Розничная сеть спортивных товаров "Спортмастер" основана в 1992 году братьями Фарташнюками, Дмитрием Дойхеным и Александром Михальским. Компания присутствует на рынках России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Китая. Ежегодно 450 магазинов "Спортмастер" посещает около 200 млн человек. Численность персонала — 10 000 человек.
 

(+) 1. Как компания развивалась в последние годы?

В последние годы розничная сеть уверенно росла. "Спортмастер" занялся развитием бизнеса в регионах, в 2011 году вышел в Казахстан. За 2013 год он открыл 90 магазинов, а начало 2014 года стало очень удачным для компании. "Спортмастер" вышел на китайский рынок и стал первым российским ритейлом, открывшим там магазины. Сеть планирует привлечь местных покупателей с помощью инноваций в производстве товаров (хотя его затраты на R&D несопоставимы с бюджетами Nike), и, конечно, с помощью маркетинга, потому что китайцы падки на бренды. Эксклюзива на редкие западные марки у "Спортмастера" в Китае не будет — там продают то же, что и в России (50% бренды/50% прайват лейбл). Сработает ли их стратегия, будет понятно года через два. Но даже неудача в Китае, не сможет сильно повлиять на бизнес компании.

Также компании, которая выступила официальным оператором розничных продаж "Сочи 2014", удалось хорошо заработать на Олимпиаде. Так, за три месяца, предшествовавшие играм, продажи "Спортмастера" оказались на уровне годовых.

(+) 2. Насколько успешно компания конкурирует с другими игроками на рынке?

Компания входит в топ-10 мировых спортивных розничных сетей и является безусловным лидером на российском рынке. Доля "Спортмастера" и "Спортландии", которая тоже принадлежит холдингу, составляет около 50%. Компания добилась подобного доминирования за счёт организации прямых поставок, эксклюзивных прав на дистрибуцию многих спортивных брендов, а также за счёт системы франчайзинга.

Конкуренты "Спортмастера", иностранные сети, Decathlon и Intersport, как и другие российские спортивные ритейлеры, пока значительно уступают ему по количеству магазинов в России.

(+) 3. Каково качество менеджмента компании?

Совладельцы "Спортмастера" совершенно не стремятся к публичности. Компания была основана четыремя выпускниками МФТИ, которые продолжают являться акционерами компании и управлять ей. Ставка на мультибрендовый формат магазинов на этапе становления компании и правильное видение тенденций развития рынка основателями позволило компании вырваться вперед и оставить позади конкурентов.

Благодаря грамотному менеджменту на протяжении двух десятилетий, сейчас "Спортмастер" контролирует большую часть рынка — уникальная ситуация для конкурентного бизнеса розничных сетей.


(+) 4. Есть ли у компании чёткая стратегия развития и насколько она обоснованна?

В последние годы "Спортмастер" делает упор на открытие магазинов в небольших городах (около 100 000 жителей), где уже сформировался высокий спрос на товары компании, а конкуренция практически отсутствует.

Также ритейлер стал уделять внимание не только продажами спортивных товаров, но и занялся их производством, что положительно сказывается на финансовых показателях. В "Спортмастере" высока доля прайват-лейблов — около 50%.

В 2013 году компания создала с Наньянским технологическим университетом совместный научно-исследовательский центр в Сингапуре. Помимо привнесения инноваций в производство и улучшения качества товаров, этот центр поможет компании в завоевании рынков азиатских стран.

(+) 5. Какова динамика финансовых показателей?

Основные финансовые показатели "Спортмастера" сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. Выручка в 2012 году увеличилась на 30,2% и составила 58,2 млрд рублей. Чистая прибыль достигла 5,5 млрд рублей, это на 39,6% больше, чем прибыль за 2011 год. Есть все основания полагать, что результаты 2013 и 2014 годов также будут выдающимися.

"Спортмастер" не имеет долговой нагрузки и развивается за счёт собственных средств. Это означает, что даже в кризисные времена компания будет оставаться стабильной.

(+) 6. Есть ли долгосрочные перспективы?

"Спортмастер" завоевал устойчивые позиции в России и продолжает экспансию. Пока рынок активного отдыха продолжает расти — россияне с каждым годом тратят всё больше денег на спортивные товары. При этом, если компании удастся закрепиться на сложном китайском рынке (пока в этой стране открыты четыре магазина), то это может стать тем направлением, с помощью которого она сможет выйти на качественно новый уровень и стать поистине международной компанией.

Есть все предпосылки для того, чтобы "Спортмастер" продолжал поддерживать высокие темпы роста бизнеса на протяжении ближайших лет.

(+) 7. Холдинг

Холдинг развивается органично — как только менеджмент видит незанятую нишу, он быстро реагирует на открывшиеся возможности и запускает новый бизнес. Сейчас в группу компаний "Спортмастер", кроме одноименной сети, входят франчайзинговые проекты "Спортландия" и Columbia, сеть магазинов одежды Ostin (более 700 магазинов), обувной ритейл Footerra.

В середине 2013 года ГК "Спортмастер" запустил в тестовом режиме сеть магазинов бюджетной одежды Funday. Без сомнения, опыт одних компаний холдинга помогает развиваться другим. Оборот всего холдинга холдинга превышает 100 млрд рублей, что делает его заметным игроком на рынке ритейла.

(-) 8. Рыночный риск: восприятие бренда

Если в прошлые годы компания воспринималась потребителями, как сеть магазинов качественных товаров известных брендов, то сейчас отношение клиентов меняется. "Спортмастер" начал ориентироваться на средний ценовой сегмент — постепенно доля товаров собственного производства по демократичным ценам увеличивалась в ассортименте. Существует риск того, что восприятие бренда потребителями ухудшится, так как зачастую качество товаров не соответствует запросам клиентов.

В какой-то мере ответом на это стал запуск магазинов нового формата "Спортмастер Про", которые предлагают товары для профессиональных спортсменов.

(-) 9. Риск: снижение потребления

На данный момент открыто 450 магазинов "Спортмастер"; только за последний год появилось 90 новых супермаркетов. Такая быстрая экспансия может иметь и отрицательные последствия. Остановка роста российской экономики, и как следствие, стагнация доходов населения может негативно сказаться на бизнесе компании.

Кризис в экономике повлечет за собой снижение потребления и ударит в первую очередь по тому ценовому сегменту, в котором работает компания. Это означает, что многие магазины станут могут стать нерентабельными, и их придется закрыть.

(-) 10. Риск: влияние интернета

Помимо конкуренции с обычными розничными сетями, компания начинает испытывать давление со стороны онлайн-магазинов. И здесь не существует физических границ — "Спортмастеру" придётся научиться конкурировать с иностранными компаниями. Технический директор группы Герман Алексеев понимает, что современный потребитель идет за продуктом, а не за розничными сетями.

Компания чувствует последствия, которые несет с собой изменение поведения покупателей. Но чтобы выработать успешную стратегию по развитию интернет-продаж, "Спортмастеру" придётся перестроить логистические процессы и другую оффлайн-инфраструктуру.

Вердикт: Тест пройден

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments