Оборот концерна Stockmann (управляет одноименными универмагами в Европе и России, включая петербургский ТК "Стокманн Невский центр") во II квартале 2015 года снизился с 495 млн евро до 405 млн евро, на 10,9% в сопоставимых обменных курсах, говорится в опубликованной сегодня отчетности компании. "Снижение выручки Stockmann во II квартале 2015 года произошло в основном из-за неверного выбора времени проведения распродаж "Сумасшедшие дни", а также длительного ослабления рубля в России", — считает генеральный директор концерна Пер Телин.
В целом по итогам первого полугодия продажи концерна показали снижение в 4% в сопоставимых обменных курсах — до 786,2 млн евро. Чтобы повысить эффективность работы, Stockmann запустил программу, которая позволит ежегодно экономить 50 млн евро. В рамках этой программы концерн до конца 2016 года закроет три своих универмага в московских торговых комплексах "МЕГА", а также в течение этого года проведет сокращение по 70 позициям штатного расписания в России.
Прогноз компании для российского рынка остается неопределенным. Как говорится в отчете, рубль ослабел, и рост экономики будет низким в течение 2015 года, что негативно отражается на покупательной способности потребителей.
Для торговой недвижимости Петербурга этот год оказался сложным. По итогам II квартала объем незанятых помещений в торговых комплексах города составил 241 тыс. м2, это почти 7% от общего объема рынка качественных торговых площадей — 3,6 млн м2, по данным NAI Becar.
Активная ротация арендаторов происходит не только в торговых комплексах со слабой концепцией, но и в успешных и знаковых комплексах с сильным пулом арендаторов: "Галерее", "Питерлэнде", "Европолисе" и других.
"Практически все торговые комплексы, кроме небольших районных центров с социальной направленностью, демонстрируют снижение доходов из-за сокращения покупательской активности и ослабления рубля", — говорит Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге. В целом, по его оценкам, доходы торговых центров снизились на 10-30% из-за того, что арендодатели вынуждены идти на уступки арендаторам. В большей степени пострадали продавцы одежды, а также товаров и услуг, ориентированных на средний ценовой сегмент.
При этом на снижение арендной платы, по его наблюдениям, идут крупные торговые объекты, где ставки изначально были выше рынка, а также новые торговые центры с высоким уровнем вакансии. "Некоторые бедствующие торговые комплексы предлагают арендаторам бросовые ставки на 30-40% ниже рынка, однако таких пока не много", — замечает Михаил Рожко.