Сотовые ритейлеры помогут банкам расширить региональную сеть отделений. Если раньше в салонах связи банки в основном выдавали экспресс-кредиты, то сейчас делают акцент на создание там офисов, предоставляющих полный спектр банковских услуг. Сэкономить на развитии с помощью «Евросети» планируют ХКФ-банк и Альфа-банк, другие участники банковского рынка не исключают возможности такого сотрудничества.
Как рассказали “Ъ” участники рынка, ХКФ-банк начал работать с компанией «Евросеть». Ранее банк объявлял, что планирует расширение сети путем создания «быстрофисов», в которых клиент сможет, например, оформить кредит наличными и получить деньги в банкомате, заказать пластиковую карту. В пресс-службе ХКФ-банка подтвердили эту информацию и пояснили, что банк видит перспективным сотрудничество с сотовыми ритейлерами, чьи салоны часто находятся в шаговой доступности от клиента.
ХКФ-банк не первым оценил преимущества развития с использованием сетей сотовых ритейлеров. Похожий проект с «Евросетью» в течение двух месяцев в пилотном режиме реализует Альфа-банк. «Если с ХКФ-банком наше сотрудничество ориентировано в основном на продвижение различных кредитных продуктов, то Альфа-банк будет создавать полноценные мини-офисы, предлагающие различные банковские продукты и услуги»,— пояснили разницу форматов сотрудничества в пресс-службе «Евросети». «Сейчас мы открыли порядка десяти мини-офисов, на конец года их количество будет на уровне 20–30»,— говорит руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей. В результате за счет компактных офисов сеть банка для обслуживания физических лиц будет увеличена на 15% (сейчас работает 214 офисов и отделений). В банках «Ренессанс Кредит», «Траст», ОТП-банке также не исключают возможности сотрудничества с федеральными сетями в новых форматах и рассматривают различные варианты реализации таких проектов.
«Открытие мини-офисов на базе розничных точек торговли сможет помочь банкам создать быстроокупаемую сеть»,— указывает исполнительный директор дивизиона по управлению сетью ОТП-банка Булат Субанов. «Если создание обычного отделения в среднем обходится банку в $300–500 тыс., то стоимость открытия мини-офиса — в $15–20 тыс.»,— подсчитывает управляющий директор банка «Траст» Максим Чернущенко. «В сотрудничестве с сотовыми ритейлерами несомненными плюсами всегда являются доступ к большой базе клиентов и широкая география присутствия»,— добавляет зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов.
Взаимодействовать с сотовыми ритейлерами готовы не только банки, но и другие игроки финансового рынка. В мае 2009 года НПФ «КИТ Финанс» (входит в одноименный холдинг) и «Связной» подписали агентское соглашение, в результате продажи договоров обязательного пенсионного страхования по итогам первой половины текущего года увеличились в 16 раз, до 160 тыс. (см. “Ъ” от 30 июля). «Евросеть» также активно сотрудничает с НПФ, в числе ее партнеров значатся НПФ «Норильский никель» и НПФ «Промагрофонд», в одном из филиалов «Евросети» запущен пилотный проект с НПФ «Благосостояние», рассказали в пресс-службе компании.