Участникам столичного рынка стрит-ритейла некогда скучать: после панической атаки, которую они пережили в острую фазу кризиса, сопровождавшуюся неопределенностью с курсом валют, настало время продумывать стратегию своего развития и оптимизировать собственные сети. За последний год из России ушло значительное количество брендов, что пока невозможно компенсировать появлением новых марок. Кроме того, местные компании в какой-то момент были вынуждены либо отказываться от лишних площадей либо вообще сворачивать бизнес, поэтому основные московские торговые коридоры столкнулись с периодом интенсивной ротации.

Сейчас, как утверждают эксперты, ситуация несколько стабилизировалась: "невидимая рука рынка" расставила все по своим местам. Сильные игроки, бизнес которых не слишком пострадал от кризиса, а местами даже и выиграл, имеют возможность расширяться и заполнять пустующие площади. А те, кому повезло меньше, покидают насиженные места, отказываясь от помещений или пытаясь подобрать что-то подешевле, но подальше от центра.

Марина Малахатько, директор отдела по работе с торговыми площадями, Московский регион, CBRE: "К спальным районам по-прежнему тяготеют банки, сервисы и продуктовые магазины. Бьюти-индустрия также готова в отдельных случаях рассматривать локации в таких районах. Одежда и обувь, наоборот, стали больше склоняться к торговым центрам, поскольку там можно получить более выгодные условия аренды. Спрос, в первую очередь, ориентирован на ЦАО, а именно, новые торговые коридоры, такие как, например, Пятницкая улица. Также ярко выражен спрос на сезонные истории, когда операторы F&B в формате поп-ап кафе и фуд-траков заключают краткосрочные договоры в парковых зонах на летний период. Интенсивно развивающимися профилями, как и в прошлом году, являются продуктовые магазины, хозяйственные магазины и операторы общепита, при этом, наиболее актуальным из форматов food&beverage является стрит-фуд в проходимых местах площадью от 15 до 45 кв. метров. За такие маленькие помещения на проходных местах арендаторы готовы давать ставку от 160 тысяч руб. за 1 кв. метр в год".

Впрочем, центральные улицы по-прежнему пользуются спросом, другое дело, что сейчас состав арендаторов несколько изменился: как это ни парадоксально, демократичные продуктовые сети все чаще теснят люксовые fashion-бренды.

По разным оценкам, доля свободных помещений на основных торговых коридорах столицы составляет от 9 до 12,5%. По данным компании JLL, Мясницкую, Тверскую и Пятницкую улицы можно назвать самыми востребованными среди арендаторов: здесь простаивает не более 7,1-7,9% площадей.

При этом если составлять рейтинг, исходя из средних ставок аренды, то расклад получается совсем другой. Самым дорогим остается Столешников переулок со ставкой 220 тысяч рублей за кв. метр в год, второе место занимает Петровка и 195 тысяч рублей в год, затем – Кузнецкий мост и 180 тысяч рублей в год, а замыкают пятерку Никольская улица со 175 тысячами рублей в год и Патриаршие пруды, где ставка держится на уровне 125 тысяч рублей в год. Что же касается Тверской улицы, то ей отведено только седьмое место с ценником 95 тысяч рублей за кв. метр в год.

Екатерина Подлесных, руководитель департамента стрит-ритейла по России компании Colliers International: "В кризис ставки перешли почти полностью в рублевое выражение, при этом превалирующей формой арендных выплат все еще остается фиксированная ставка, в отличие от торговых центров, где в 2015 году ставка в форме процента от товарооборота была основным инструментом. Результатом кризиса на рынке стрит-ритейла стало снижение ставок в среднем на 30%, и увеличение "вилки" арендных платежей — иногда даже в пределах одной улицы. Это связано с тем, что владельцы помещений с менее удачными локациями были готовы идти на более существенные уступки при согласовании коммерческих условий".

В итоге, сейчас треть локаций в центре Москвы занимают операторы общественного питания. Активно развиваются фирмы, работающие в сфере услуг, начиная от химчисток и, заканчивая, салонами красоты. Особое место занимают дисконтные сети, которые получили возможность существенно расширить аудиторию своих покупателей. При этом продажи одежды, обуви, электроники и мебели стали снижаться, что тут же отразилось на их присутствии на рынке.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments