Платежи по кредитам и денежные переводы занимают все более значимую долю в обороте сотовых ритейлеров. В первом полугодии 2010 г. на эти финансовые услуги пришлось почти 25% оборота «Связного», а «Евросеть» планирует к концу года увеличить их долю в платежном обороте до 35%.
В первом полугодии 2010 г. оборот «Связного» увеличился на 63% по сравнению с показателем годичной давности и составил 58,4 млрд руб., рассказала представитель компании Елена Ноготкова. В том числе 6 млрд руб. составил объем платежей по кредитам — это оказалось на 229% больше, чем в первом полугодии 2009 г. А полугодовой оборот от приема денежных переводов увеличился с 0,4 млрд до 8,5 млрд руб., т. е. в 20 раз, обращает внимание Ноготкова.
В первой половине 2009 г., когда оборот «Связного» составлял 35,8 млрд руб., на долю переводов и платежей по кредитам приходилось всего 6,7%, напоминает Ноготкова. Теперь же доля финансовых услуг в общем обороте «Связного» увеличилась до 24,8%.
Крупнейший сотовый ритейлер России — «Евросеть» — оборот за первое полугодие не раскрывает, а его выручка (МСФО) за январь — июнь 2010 г. выросла по сравнению с тем же периодом 2009 г. на 13,1% до 27,6 млрд руб. (данные предварительные). Платежный оборот компании в абсолютном выражении за это время «существенно вырос», говорит PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская. Уже сейчас платежи банкам и другие финансовые транзакции (покупка билетов, путевок, страховых полисов и т. д.) обеспечивают более 40% платежного оборота «Евросети», почти столько же, сколько платежи в адрес операторов связи, а в ближайшей перспективе обойдут их, прогнозирует Смольская. А чисто финансовые транзакции — платежи в счет оплаты кредитов и взносы для пополнения банковских счетов — могут занять до конца года около 35% платежного оборота, добавляет она. В общем полугодовом обороте «Евросети» на платежи пришлось около 50%, значит, к концу 2010 г. финансовые транзакции могут обеспечить до 17,5% всего оборота компании (или чуть меньше: во втором полугодии обычно более 50% оборота приходится на продажу товара).
В банках многие чувствуют себя некомфортно из-за официальной обстановки и очередей в кассу, объясняет Ноготкова. А в «Связном» процесс денежного перевода или погашения кредита сокращен до минуты, говорит она. Совершать платежи в салонах сотовой связи в разы быстрее, чем в банке, согласен президент «Евросети» Александр Малис.
На выручку ритейлеров финансовые услуги влияют мало, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Платежи всех видов и переводы приносят им максимум 5% доходов, считает он, а 75% — традиционный бизнес: продажа сотовых телефонов и портативной электроники. Сами «Связной» и «Евросеть» выручку от финансовых операций не раскрывают. За каждую операцию ритейлер получает от банка фиксированную комиссию, но, по огрубленным оценкам, рентабельность финансового бизнеса составляет около 2,4%, ранее рассказывал «Ведомостям» менеджер одного из сотовых ритейлеров.