Оборот розницы в Петербурге в первом полугодии составил 290,1 млрд руб., в товарной массе — на 6,6% меньше, чем за аналогичный период 2008 г., в фактических ценах — больше на 5,1%, говорится в материалах городской администрации. До сих пор торговля только росла (см. график). В Ленобласти розница за полгода сократилась на 1% до 61,7 млрд руб.

Сеть «О’кей» (14 гипермаркетов и 13 супермаркетов в Петербурге) в I квартале 2009 г. увеличила выручку на 20% по сравнению с I кварталом 2008 г., «Лента» (14 гипермаркетов в Петербурге) — на 17%. Группа «Дикси», у которой на Северо-Запад приходится 29% продаж, по итогам полугодия увеличила оборот в регионе на 18,5%, а по стране — на 16%. У «Дикси» 88 магазинов в Петербурге и 33 — в Ленобласти. А вот X5, у которой 314 магазинов в Петербурге и Ленобласти, в первом полугодии снизила оборот в регионе на 17% до $1,1 млрд. Оборот «Находки» (21 магазин в Петербурге, 16 — в Ленобласти) сократился на 4%. Покупатели перетекают в несетевые магазины шаговой доступности — они находятся ближе к покупателю, а ограниченный ассортимент не помеха, так как потребности покупателей тоже уменьшились, объясняет Александр Пушкин, директор по продажам сети «Находка».

Государство активно поддерживает малый и средний бизнес, открываются небольшие, в основном продовольственные, точки в формате «магазин у дома», кроме того, закрываются некоторые сетевые магазины, говорит Мария Курносова, руководитель по связям с общественностью «Ашан-Россия». Впрочем, доля сетевой торговли остается в Петербурге высокой по сравнению с другими регионами России, добавляет она. По данным прошлогоднего исследования Nielsen, в Петербурге доля сетевых магазинов достигает 76%, в Москве они занимают 56% розничного рынка, а в среднем по России — 37%.

В первом полугодии в Петербурге 76% товаров реализовывалось через сеть коммерческих предприятий, не относящихся к малому и среднему предпринимательству, в области — 42%, сообщает официальная статистика. До прошлого года в Смольном считали, какая доля товарооборота приходится на крупные и средние предприятия. Эта доля в городе выросла с 65% в июне 2005 г. до 83% летом 2007 г. Сетевая розничная торговля в Петербурге стабильна, увеличения доли мелких предпринимателей не происходит, уверен представитель «Ленты».

Львиную долю товарооборота в Петербурге формируют крупные сети, сильного снижения в пользу несетевой торговли здесь не будет, уверен аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. В самом уязвимом положении находятся средние, так называемые региональные, сети из 50-100 магазинов, которые активно развивались в соседних регионах, полагает эксперт. Сейчас им сложно получать кредиты, объясняет он. Малый бизнес хоть и нуждается в финансировании, но работает без огромной долговой нагрузки, а у лидеров рынка есть доступ к финансовым ресурсам, добавляет он.

Региональную экспансию приостановили большинство ритейлеров. «Находка», по словам Пушкина, готовит к запуску один магазин, а продолжать строительство сети в области пока не планирует. «Ашан» и «Лента» тоже не собираются в этом году увеличивать число точек. X5, открывшая в этом году уже три новых магазина, не намерена останавливаться на этом. «Дикси» до конца года может запустить еще 20 магазинов на Северо-Западе, сообщил директор сети по работе с инвесторами Григорий Смоленский.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments