"Облачные" сервисы, онлайн-магазины, социальные сети — отличный способ заработать миллионы на интернете. "Секрет фирмы" отобрал пять бизнесменов, которым это уже удалось.
Стратег
Алишер Усманов
Первый рейтинг российских интернет-миллионеров, составленный журналом "Секрет фирмы", возглавил Алишер Усманов, больше известный как владелец металлургических и медиаактивов (в том числе владеет ИД "Коммерсантъ"), нежели как интернет-инвестор. Еще четыре года назад казалось, что инвестиции совладельца холдинга "Металлоинвест" в интернет-проекты — непрофильное "увлечение" миллиардера. Но инвестиционная стратегия Усманова, выработанная в 2008 году в партнерстве с основателем Digital Sky Technology Юрием Мильнером, принесла плоды: по расчетам СФ, стоимость принадлежащих Усманову интернет-проектов сейчас составляет $3,2 млрд — это почти 18% всего состояния олигарха. Более 50% стоимости интернет-проектов Усманова приходится на два ключевых актива — российский холдинг Mail.ru Group и крупнейшую социальную сеть мира Facebook.
Как показывает годовая отчетность Mail.ru Group за 2011 год, Алишер Усманов (в частности, через фонд New Media and Technology) является крупнейшим акционером холдинга с долей 25,3% обыкновенных и 50,4% голосующих акций (в сентябре 2012 года доля голосующих акций, принадлежащих структурам Усманова, выросла до 60,6%). Mail.ru Group, владеющая более чем 40 различными онлайн-сервисами, стала первопроходцем среди российских интернет-компаний, вышедших на западный фондовый рынок,— в 2010 году холдинг провел IPO на Лондонской бирже. В октябре этого года капитализация компании составляла $6,3 млрд, при том что при размещении инвесторы оценили холдинг в $5,7 млрд. Для сравнения: компания "Яндекс" в ходе IPO в 2011 году стоила $8 млрд, а в октябре 2012-го ее капитализация равнялась $7,5 млрд.
Первый иностранный проект, в который инвестировал Алишер Усманов,— социальная сеть Facebook. По данным газеты The New York Times, за два года бизнесмен и его партнеры через инвестфонд DST Global и компанию Mail.ru Group вложили в соцсеть почти $900 млн. Весной этого года, когда Facebook провел IPO, доля Усманова и партнеров оценивалась уже в $6 млрд. Даже несмотря на то, что акции соцсети с момента размещения подешевели более чем вдвое, доходность инвестиций Алишера Усманова в Facebook составляет 187% годовых. Для сравнения: аналогичный показатель по инвестициям в Groupon, крупнейшего продавца скидок в интернете,— 114%.
"Время масштабных вложений прошло"
"Секрет фирмы": Почему решение вложить $1 млрд в интернет-активы было принято вами именно в кризисный 2008 год?
Алишер Усманов: В 2008 году сложились такие условия, когда при относительно небольших затратах мы могли войти в прибыльный актив. Юрий Мильнер (партнер Алишера Усманова по фонду DST Global.— СФ) тогда предложил мне инвестировать в Facebook. Но изначально владельцы сети готовы были продать ему не больше 1%. Я настоял, чтобы он поехал к Марку Цукербергу (один из основателей Facebook.— СФ) и предложил продать нам больший пакет акций при условии нашего отказа от голосования. Никто тогда не верил в это предприятие, но я чувствовал, что Facebook не может так просто пропасть, потому что у него уже на тот момент было 300 млн пользователей. И эти инвестиции полностью себя оправдали. Первый пакет Facebook был куплен исходя из капитализации соцсети $6,5 млрд, хотя большинство аналитиков сходились тогда на оценке компании в $2-3 млрд. В ходе IPO сеть оценивалась уже более чем в $100 млрд.
Вы сами выбираете интернет-проекты для инвестиций? Или выбор лежит на Юрии Мильнере?
Хочу сказать, что Facebook — не первый мой опыт инвестиций в интернет. Первый проект состоялся в 2000 году, это была попытка создать интернет-биржу по торговле черными металлами. Вторым вложением стала газета Gazeta.ru, которая тогда по инвестициям была равна Odnoklassniki.ru. Мой первый проект с Юрием Мильнером состоялся в 2008 году — это были мои инвестиции в компанию DST, владевшую акциями Mail.ru, "Одноклассники.ру", "В контакте", а впоследствии преобразованную в Mail.ru Group. Стоит отметить, что тогда Мильнер ничего не инвестировал, инвестировал я. Он был управляющим, который осуществлял одобренную стратегию. Для реализации этих инвестиций была создана компания, за менеджмент которой он получил долю от прибыли. Сейчас, по прошествии нескольких лет, благодаря этой успешной стратегии Мильнер стал самостоятельным инвестором. Если говорить о системе выбора направления инвестиций, здесь важен точный расчет. Я не тот человек, который отдает все на доверии или на чувствах, я очень хорошо изучаю все компании и предложения.
Насколько вы удовлетворены своими инвестициями в интернет? Есть ли у вас планы вкладывать деньги в онлайн-проекты и дальше?
Эти инвестиции сегодня полностью показали свою эффективность. Вы можете себе представить жизнь без интернета? Нет. Если это так, значит здесь можно делать бизнес. Конечно, я не хочу объявить себя крупнейшим интернет-инвестором. Но у нас довольно уверенные позиции на онлайн-рынке. И хотя я считаю, что сейчас время масштабных вложений прошло, по некоторым точечным проектам участие возможно.
Досье
Алишер Усманов
Совокупная стоимость интернет-активов: $3200 млн
Количество проектов: более 20
Инвестиционная стратегия: крупные инвестиции в относительно низкорисковые активы на поздней стадии
Технолог
Илья Зубарев
Самые "технологичные" победители нашего рейтинга — Сергей Белоусов и Илья Зубарев, создатели Parallels, мирового лидера в области софта для автоматизации и виртуализации сервис-провайдеров. Они равноправные партнеры во всех проектах, но Белоусов — публичная личность, а вот Зубарев с прессой не общается. "Не умею это делать профессионально",— объяснил он в электронном письме корреспонденту СФ. Зато Зубарев профессионально строит компании с миллиардной стоимостью — Parallels и Acronis (разработчик систем резервного копирования данных, отделился от Parallels) СФ оценил более чем в $2 млрд. "Всего, чего мне хотелось добиться в жизни, я давно добился. Но мне всегда было интересно заниматься сложным бизнесом, создавать технологически продвинутые компании, поэтому я продолжаю это делать и сейчас",— рассказал о себе Зубарев.
Выпускники МФТИ Зубарев и Белоусов основали свою первую компанию Rolsen в 1994 году. Они закупали комплектующие в Юго-Восточной Азии и собирали телевизоры в России. Долей в Rolsen владеют до сих пор. В 2000 году Зубарев и Белоусов создали компанию SWsoft, разработчика софта для сервис-провайдеров. Первым ее потенциал разглядел Александр Галицкий (сейчас управляющий партнер Almaz Capital Partners, N30 в нашем рейтинге), в 2003 году он стал миноритарным акционером компании. До 2008-го Зубарев и Белоусов купили 12 компаний-конкурентов и создали холдинг Parallels.
Сейчас Белоусов возглавляет совет директоров Parallels, Зубарев — Acronis. Большую часть времени Зубарев посвящает проектам венчурного фонда Runa Capital, где является партнером. "Нам надо было обсудить все условия многостраничного соглашения,— вспоминает основатель образовательного сервиса LinguaLeo Айнур Абдулнасыров.— Зубарев зубами вцепился в документ, и уже к часу ночи мы все согласовали". На следующий день, 31 декабря, Runa Capital и LinguaLeo подписали контракт. Абдулнасыров считает, что с другим инвестором так быстро проделать огромную сложную работу было бы невозможно.
"Оба они ужасно умные,— говорит о Зубареве и Белоусове Александр Галицкий.— Но я очень удивился, когда узнал, что они работают вместе. Они такие разные: азартный, увлекающийся Белоусов и холодный, расчетливый Зубарев". Потом Галицкий понял, что именно благодаря противоположным качествам характера партнеры отлично дополняют друг друга в бизнесе.
Досье
Илья Зубарев
Количество проектов: более 15
Инвестиционная стратегия: развивает "технологически продвинутые" компании, вкладывает деньги в стартапы, которые могут стать мировым лидером в какой-либо рыночной нише
Продавец
Татьяна Бакальчук
Создание Wildberries.ru — классическая история. Когда в 2004 году у Татьяны Бакальчук, преподавательницы английского языка, родилась дочка и зарабатывать репетиторством стало тяжело, молодая мама решила заняться торговлей одеждой и обувью в сети. Складом, как и полагается, стала собственная квартира. Первоначальный ассортимент состоял из продукции немецких каталожников — Otto и Quelle.
Сейчас Wildberries.ru — самый посещаемый в Рунете интернет-магазин с ассортиментом более 100 тыс. наименований от 1 тыс. брэндов. По данным Alexa.com на 18 октября, магазин Бакальчук занимает 46-е место в общем рейтинге сайтов Рунета. При этом старейший российский интернет-магазин Ozon.ru располагается на 62-й позиции, а KupiVIP.ru, основной конкурент Wildberries.ru,— на 301-й. По данным LiveInternet, ежемесячно в онлайн-магазин Бакальчук заходят около 17 млн клиентов.
Выручка Wildberries.ru, по расчетам СФ, по итогам 2012-го превысит $200 млн. Таким образом, в новый год Бакальчук войдет как минимум лидером в сегменте одежды и обуви. "Татьяна просто мегамолодец! Самостоятельно, без привлечения инвестиций и на таком сложном рынке вытянула проект в лидеры",— восхищается основатель компании E-Commerce Technology Сергей Егорушкин.
Как бывшему репетитору удалось так точно "выстрелить"? Татьяна Бакальчук рано поняла, что обращать внимание нужно не на конкурентов, а на клиентов. В 2008 году у Wildberries.ru появился единый тариф (300 руб.) на региональную доставку. Сейчас магазин и вовсе "развозит" товар бесплатно по всей России. В 2010 году Бакальчук открыла в Москве первый пункт самовывоза, оснащенный примерочными, а за два года у Wildberries.ru уже была организована сеть из 134 подобных точек по всей стране. Более того, предпринимательница дала своим клиентам возможность бесплатно отказаться от любой уже доставленной покупки. "Да, процент отказов у Wildberries.ru выше рыночных показателей (50-60% против 30-50%.— СФ). Но бесплатный сервис дал wow-эффект в общих объемах",— признает владелец крупного интернет-магазина одежды и обуви.
Проект Бакальчук, похоже, куда известнее, чем она сама. Несмотря на то что ее имя большинству представителей интернет-сообщества ни о чем не говорит, магазин Wildberries.ru является законодателем моды в самом лакомом для e-commerce сегменте.
Досье
Татьяна Бакальчук
Совокупная стоимость активов: $218 млн
Количество проектов: 2
Инвестиционная стратегия: планомерно развивает интернет-магазин Wildberries.ru, постоянно улучшая качество сервиса и добавляя все новые возможности для покупателей
Игрок
Игорь Мацанюк
Автодилер Игорь Мацанюк решил стать интернет-предпринимателем после концерта группы "Руки вверх!" в Мурманске. Он знал ее солиста Сергея Жукова: заядлые геймеры, они познакомились в Москве на встрече участников онлайн-игры "Бойцовский клуб". После концерта в Мурманске Мацанюк и Жуков договорились, что вместе создадут онлайн-игру "Территория". Каждый вложил в проект около $300 тыс., работа началась в августе 2003 года.
"Я был уверен: надо уходить в онлайн, именно там будет самое интересное",— рассказывает Мацанюк. В 2007 году IT Territory (компания, созданная под "Территорию") объединилась с тремя крупнейшими участниками российского рынка онлайн-игр в Astrum Online Entertainment. Выручка Astrum, которую возглавил Мацанюк, в 2008-м превысила $50 млн. В 2009 году Astrum вошла в состав Mail.ru Group. В обмен на долю в Astrum Мацанюк получил 1,6% акций Mail.ru Group и стал ее первым вице-президентом.
Мацанюк знал, что топ-менеджером долго не проработает: "Я предприниматель, люблю все сам решать, а в крупной корпорации никто единолично решения не принимает". Летом 2010 года он ушел из Mail.ru, осенью на IPO компании продал свои акции за $85 млн (на $1, вложенный в 2003-м, получил $283). До лета 2011-го Мацанюк интернет-проектами не занимался: не имел права по соглашению с Mail.ru. А летом 2011-го развернул активную деятельность: инвестировал в разработчика мобильных игр Game Insight в обмен на миноритарный пакет акций, вместе с партнерами вошел в венчурный фонд iTech Capital, создал бизнес-инкубатор Farminers и инвесткомпанию IMI.VC для финансирования интернет-проектов на поздних стадиях. "Никто и никогда не верил в меня и мои идеи,— написал он тогда в Facebook.— В общем-то никто никому и не должен помогать — так устроен мир. Но мне такой мир не нравится". Farminers стал вкладывать в стартапы на посевной стадии фиксированную сумму — $150 тыс. за долю 40%, сейчас в портфеле компании 12 проектов. Инвестиции IMI.VC обсуждаются индивидуально для каждого проекта.
Игорь Мацанюк говорит, что сейчас ему принадлежат доли в более чем 30 интернет-проектах, в том числе в SeoPult (система автоматического продвижения сайтов), NARR8 (мобильное приложение для просмотра мультимедийных сериалов). Но часть из этих проектов предприниматель не называет: "Их еще рано показывать. Вот когда они вырастут, будут говорить за меня".
Досье
Игорь Мацанюк
Совокупная стоимость интернет-активов: $179 млн
Количество проектов: более 30
Инвестиционная стратегия: вкладывается в мобильные приложения (как на посевной, так и на более поздних стадиях), в том числе в игры, в которых разбирается лучше всего
Ментор
Герман Каплун
Начало 2011 года. Евгений Гордеев, основатель фонда Russian Ventures, пришел к совладельцу медиахолдинга РБК Герману Каплуну продавать свой проект Ogorod.ru. Речь Гордеев начал с рассказов об общем состоянии рынка. "Мы немного знаем про интернет,— улыбнувшись, через несколько минут прервал "презентацию" Гордеева Каплун.— Можем сразу перейти к сути проекта". Обаятельный и деятельный, всегда в курсе всего нового и "горячего" — так характеризуют Каплуна собеседники СФ.
Осенью 2011-го РБК объявил о покупке контрольного пакета сервиса Ogorod.ru за $1 млн. А в начале лета этого года из-за конфликта с командой менеджеров контролирующего акционера холдинга — владельца группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова — Каплун был отстранен от руководства. Вместе с ним РБК покинул и другой основатель Александр Моргульчик, а также генеральный директор "РБК-медиа" Артем Инютин.
Однако еще за год до ухода из РБК партнеры начали консультировать британскую компанию TMT Investments, инвестирующую в ИТ-стартапы. В июне этого года Каплун и Моргульчик приобрели 17% компании за $5 млн. Инютин, занявший пост директора по инвестициям ТМТ, владеет 5% акций.
За полтора года ТМТ вложила $16 млн в 20 стартапов (фотоагрегатор Deposit Photos, бэкап-программа BackBlaze и др.). Основной фокус компании сейчас — американские проекты в "облачной" и мобильной сферах.
СФ оценил интернет-состояние Германа Каплуна в $98 млн — 28-29-е места в топ-50. При этом источники СФ из инвестсообщества называют основателя РБК "теневым миллиардером". Сам Каплун относится к своему богатству философски: "Интернет-актив — вещь субъективная: он может стоить очень дорого, а может не стоить ничего, если его не удастся продать. Так что особой разницы между статусом миллионера и миллиардера я не вижу".
Пока Каплун руководил РБК, он ежедневно общался с десятками людей. РБК уже позади, но привычка осталась: в начале будущего года Каплун открывает в Москве бизнес-инкубатор, в котором планирует запустить около десяти собственных проектов, привлечь на стадии seed 20-30 "внешних" стартапов и приобрести лицензию на несколько глобальных проектов.
Досье
Герман Каплун
Совокупная стоимость активов: $98 млн
Количество проектов: более 20
Инвестиционная стратегия: вкладывается в американские и немного в израильские стартап-проекты, которые уже могут похвастаться какими-то результатами, отдает предпочтение "облачным" и мобильным сервисам