Системы автоматизации для розничной торговли

Несколько лет назад в нашу экономическую реальность пришли новые формы организации торговли — торговые сети. Сегодня наиболее развитые транснациональные корпорации имеют собственные подразделения и десятки (а иногда и сотни) магазинов во многих странах мира. Российские торговые предприятия осваивают эти новые формы в ускоренном режиме, что обусловлено с одной стороны накопленным мировым опытом, а с другой — усилением конкуренции на отечественном рынке со стороны зарубежных лидеров сетевой торговли.

Для современных форматов розничной торговли информационные технологии являются непременным атрибутом, без которого сложно представить их функционирование. За последнее время в автоматизированных системах для розницы произошли кардинальные изменения. Еще несколько лет назад информационные системы несли в себе исключительно учетные функции: приход и расход товаров, построение простейших отчетов, а самой сложной частью была система автоматизированной идентификации товара (штрих-кодировка). В связи с ускоренным развитием рынка предприятий розничной торговли, как в столице, так и в регионах существенно возросла потребность в системах автоматизации, которые бы не только обеспечивали ведение учета, но и помогали управлять торговым предприятием.

Пример динамично развивающейся российской сети, применяющей в управлении своим бизнесом систему "АСТОР:Торговая Сеть" на технологической платформе "1С:Предприятие", — сеть супермаркетов и магазинов низких цен компании "Паллада Торг".

 

От торговой палатки к региональной сети. "Паллада Торг"

Группа компаний "Паллада" сегодня уверенно занимает лидирующие позиции на рынке оптово-розничной торговли Орловской области. В состав группы входят ЗАО "Паллада торг" (розничная торговля), оптовое подразделение, дистрибьютор алкогольной продукции, акцизный склад, центр управления перевозками и пекарня. По итогам рейтинга "TOП-200", ежегодно проводимого Национальной торговой ассоциацией, ЗАО "Паллада торг" заняла 33 место среди российских компаний-ритейлеров.

Развитие сети шло очень динамично. В начале 90-х годов появилась первая торговая палатка с традиционным ассортиментом. К 1995 году палаток стало более 40. Началось строительство круглосуточных павильонов, затем приобретение стационарных магазинов. В 2000 году компания выбрала свой формат — сеть магазинов низких цен с торговлей через прилавок и очень низким уровнем наценки. Компания смогла обеспечить цены на товары, сопоставимые с ценами на рынках, и уже через некоторое время товарооборот первого магазина <Сберегайка> вырос с 6 до 90 тысяч рублей. Вскоре все крупные магазины перешли на работу в новом формате, стала формироваться сеть магазинов низких цен "Сберегайка". Сейчас это сеть из 52 магазинов и 19 палаток, которая растет, не снижая темпов. Основной задачей руководства сети на новом этапе ее развития стало переоборудование магазинов "Сберегайка" в магазины самообслуживания низких цен: по уровню цен — дискаунтер, а по ассортименту — мини-супермаркет, а также открытие новых полноформатных супермаркетов.

 

Автоматизация — двигатель торговли

Осенью 2002 года открылся первый магазин самообслуживания и начался перевод на эту форму торговли большинства торговых объектов компании. Неизбежно встал вопрос об автоматизации магазинов сети. Партнером ЗАО "Паллада Торг" в этом начинании стала компания "АСТОР ВЦ".

О начальном этапе реализации проекта рассказывает Ольга Вячеславовна Кулагина, руководитель отдела информационных систем ЗАО "Паллада Торг":

"Выбором программного обеспечения (ПО) занималась рабочая группа в составе ведущих топ-менеджеров компании. Были подробно рассмотрены несколько систем автоматизации для розничной торговли. Надо сказать, что на это мы потратили не один месяц. В первую очередь нас интересовали решения по автоматизации торговых сетей, а не отдельных магазинов. Кроме того, хотелось выбрать открытую систему для ее модификации и адаптации под наши бизнес — процессы. Наша фирма очень динамична в своем развитии, и ПО также не должно отставать от новых бизнес — процессов. Естественно, рассматривался и экономический аспект: стоимость проекта. Исходя из этого, нами был выбран программный продукт "АСТОР:Торговая Сеть" компании "АСТОР ВЦ". В связи с тем, что руководством были обозначены задачи по запуску магазинов самообслуживания в достаточно короткие сроки, автоматизацию необходимо было начать с отдельных магазинов, а затем переводить на новую программу распределительный центр. Внедрение системы автоматизированного учета в первых магазинах происходило с участием специалистов "АСТОР ВЦ". В ходе совместной работы нами были быстро освоены все "азы" запуска автоматизированной системы и настройки торгового оборудования. В дальнейшем, мы автоматизировали магазины уже самостоятельно".

В настоящий момент с помощью системы управления "АСТОР:Торговая Сеть" компанией "Паллада Торг" автоматизировано 13 торговых объектов. Это магазины самообслуживания "Сберегайка" (товарная номенклатура от 1500 до 3500 единиц, до 3000 покупателей в день), а также два новых супермаркета "Паллада" и "Октябрьский" с более широким ассортиментом продовольственных и сопутствующих товаров (свыше 15 тыс. наименований, 2500 покупателей в день) среднего ценового сегмента. В состав программно-аппаратного комплекса магазинов сети "Сберегайка" входят контрольно-кассовые аппараты IPC POS (3-5 POS-терминалов для каждого магазина), лазерные сканеры Metrologic для кассового узла и зоны приемки, весы DIGI, CAS и принтеры штрих-кодов Datamax. В каждом магазине установлен сервер.

Достаточно трудоемкой при реализации этого проекта оказалась адаптация учета в торговых точках прилавочного формата, в которых все процессы учитываются в продажных ценах, в отличие от методики учета в покупных ценах, характерной для магазинов самообслуживания. Поэтому специалисты компании "АСТОР ВЦ" создали новые документы для этой категории магазинов.

Руководство компании "Паллада Торг" удовлетворено новым этапом в развитии сети "Сберегайка". Эффективность работы магазинов самообслуживания возросла на 30%. В результате обмена информацией с удаленными объектами в Центре ежедневно собираются данные о продажах и остатках, перемещениях товаров в магазинах. Коммерческий отдел начал интенсивно работать над оптимизацией ассортиментной матрицы, которая в настоящий момент включает порядка 3500 наименований товаров. Если раньше менеджеры по ассортименту не располагали в необходимом объеме статистически достоверными данными о реализации продукции, то теперь они легко отслеживают непродаваемые товары, которые впоследствии выводятся из ассортиментной матрицы. Используя возможности АВС-анализа, менеджеры также могут регулярно оценивать спрос на товары, эффективность использования торговых площадей и денежных средств в отдельно взятых магазинах и, соответственно, более взвешенно и при этом оперативно принимать необходимые управленческие решения.

Как отметил генеральный директор группы компаний Илья Адольфович Якубсон, внедрение информационных технологий сподвигло компанию на изменение отношения к ряду контрагентов: "Если на товарах наших поставщиков нет штрих-кода,- то мы такой товар исключаем из ассортимента, даже если это лидер продаж. Мы продаем и будем продавать продукты, которые устраивают нас с точки зрения технологичности торгового процесса".

В проекте по автоматизации магазинов самообслуживания ГК "Паллада" компания "АСТОР ВЦ" в настоящее время сохранила за собой только функции по развитию системы и консультированию специалистов отдела информационных систем ЗАО "Паллада Торг" по ряду сложных вопросов. Как отметил Максим Баринов, руководитель проекта компании "АСТОР ВЦ",- "ОИС ЗАО "Паллада Торг" работает достаточно автономно от нас, это означает, что мы выполнили нашу главную задачу — предоставили программное обеспечение, которое соответствует потребностям заказчика и обучили его самостоятельно осуществлять сервисное обслуживание и развитие функциональных возможностей ПО… Мы за то, чтобы наш клиент был самостоятелен в реализации своих идей. При этом в случае необходимости, мы всегда оказываем необходимую поддержку".

 

Система управления "АСТОР:Торговая Сеть" на технологической платформе "1С:Предприятие"

Установленная в компании "Паллада Торг" система управления "АСТОР:Торговая Сеть" на сегодняшний день связывает центральный офис и 13 торговых объектов в Орле.

Система управления "АСТОР:Торговая Сеть 5.0" на технологической платформе "1С:Предприятие" предназначена для автоматизации компаний, занимающихся розничной или рознично-оптовой продажей товара по разным типам договоров через сети магазинов различных форматов.

Система "АСТОР:Торговая Сеть 5.0" позволяет оптимизировать состояние складских запасов, ассортимент; структурировать и управлять взаиморасчетами с поставщиками, покупателями; использовать различные стратегии розничного ценообразования; обеспечивать эффективное управление сетью магазинов.
"АСТОР:Торговая Сеть 5.0" предназначена для автоматизации крупных "сетевых" розничных структур, имеющих следующий состав:

  • Центральный офис. Ведение совместного оперативного, бухгалтерского и налогового учета в центральном офисе компании по всем структурным подразделениям.
  • Магазины любого формата (супермаркеты, гипермаркеты, cash&carry, дискаунтеры и пр.). Ведение оперативного учета.
  • Выделенный склад. Ведение оперативного учета.

С помощью системы "АСТОР:Торговая Сеть 5.0" возможно использование следующих методов управления поставками, заказами и ценообразованием:

  • полностью централизованное;
  • полностью децентрализованное;
  • смешанное управление.

"АСТОР:Торговая Сеть 5.0" предоставляет возможность получать необходимую информацию следующим категориям пользователей:
собственники и инвесторы;
менеджмент (управление) предприятия;
финансовые службы и бухгалтерия предприятия;
коммерческие службы, включая категорийных менеджеров;
товароведы, операторы, кладовщики, производственный отдел.

О компании "АСТОР ВЦ"

ООО "АСТОР ВЦ" образовано в 2000 году. Специализация — автоматизация сетевых и независимых розничных предприятий, ресторанов, кафе и развлекательных центров, автозаправочных комплексов и предприятий других отраслей. Клиентами компании за последние годы стали такие крупные сети, как "Патэрсон" (30 супермаркетов в разных городах РФ), "Самохвал" (60 магазинов в Москве), орловская сеть магазинов "Сберегайка", кемеровская "Кора", хабаровская "Три Толстяка", нижегородская "ТД Народный". Кроме продуктовых сетей, системы управления внедряются в сетях книжных магазинов (сеть "Букбери", 4 магазина), в магазинах парфюмерии ("Ив Роше Восток", 11 магазинов), бутиках (сеть "Морган"), строительных супермаркетах ("Бауланд", "Бауклотц") и на предприятиях других отраслей (НК "Роснефть", "Фольксваген Групп Россия", "ТНК-ВР"). В составе компании работает более 80 сертифицированных фирмой "1С" специалистов.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar