ООО "Обувьрус", входящее в группу компаний "Обувь России", разместило пятилетние биржевые облигации серии БО–05 объемом 1 млрд рублей. Размещение состоялось на Московской Бирже по открытой подписке. Выпуск облигаций включает 500 бумаг номиналом 2 млн рублей каждая. По займу предусматривается выплата квартальных купонов. По мнению директора группы компаний "Обувь России" Антона Титова, в текущей экономической ситуации важно удлинять сроки финансирования и диверсифицировать кредитный портфель, что позволяет бизнесу развиваться даже в условиях стагнирующего рынка.

Группа компаний "Обувь России" была основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основные бизнес-направления группы — розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами, обувное производство. "Обувь России" развивает пять обувных сетей. "Эксперт РА" присвоил группе кредитный рейтинг "А+", очень высокий уровень кредитоспособности. В первом полугодии 2015 года "Обувь России" удвоила чистую прибыль и увеличила выручку в 1,5 раза, рентабельность по EBITDA составила 23,3%. План по выручке на 2015 год — 9 млрд рублей.

— В начале сентября ГК "Обувь России" объявила о размещении биржевых облигаций в объеме 1 млрд рублей. Что это вам даст? Почему вы выбрали именно этот инструмент для привлечения финансирования?

— Это не первый опыт "Обуви России" по работе на облигационном рынке. Мы успешно размещались и ранее. Однако текущий выпуск облигаций имеет большее значение — он произошел в сложный для финансового рынка и российской экономики в целом период. Тем не менее сделка прошла успешно — выпуск в 1 млрд рублей полностью размещен.

Мы выбираем облигации, поскольку это инструмент долгосрочного финансирования, а для нас сейчас основная задача — удлинять сроки финансирования и тем самым сглаживать моменты турбулентности на финансовом рынке. Мы эту работу ведем уже несколько лет, отказываемся от краткосрочных заемных ресурсов в пользу среднесрочных и долгосрочных. В результате у нас сформирована подушка безопасности в виде открытых кредитных линий, и наша компания имеет возможность развиваться — мы достаточно спокойно начали 2015 год, когда трясло все рынки и резко поднялась ставка ЦБ.

— Как давно вы используете механизм привлечения инвестиций через размещение биржевых облигаций?

— Дебют "Обуви России" на облигационном рынке состоялся в 2011 году — тогда мы разместили корпоративные облигации. С точки зрения подготовительной работы, оформления и регистрации документов это более сложный финансовый инструмент — вся процедура занимает около года. Следующим этапом стал выпуск биржевых облигаций — в прошлом году мы объявили о серии размещений на ближайшие годы в объеме 5 млрд рублей. Первый заем на 1 млрд рублей мы разместили осенью 2014 года, второй — сейчас. Это стало возможным благодаря предыдущему успешному опыту работы на открытом рынке капитала, также немаловажную роль сыграло и наличие высокого кредитного рейтинга на уровне А+. Биржевые облигации более просты в регистрации — срок оформления документов составляет порядка 3–6 месяцев, и в целом, считаю, это удобный инструмент. Поэтому облигационную программу будем продолжать.

— ГК "Обувь России" имеет большой опыт работы с инвесторами разных уровней, поэтому интересен сравнительный анализ различных инструментов привлечения финансирования. Выделите основные плюсы и минусы каждого из тех инструментов, который вы использовали в вашей практике, — банковские кредиты, облигации и другие инструменты.

— Основной финансовой стратегии компании является диверсификация источников финансирования. Мы реинвестируем собственную прибыль в дальнейшее развитие "Обуви России" и привлекаем заемные средства — в качестве инструментов используем как кредитование, так и облигации. "Обувь России" на данный момент кредитуется сразу в ряде банков, у нас всегда есть свободные лимиты, которые можно задействовать в моменты экономических колебаний. На облигационные займы у нас приходится порядка 30% кредитного портфеля компании. Такая диверсификация инструментов и инвесторов позволяет быть более финансово устойчивыми и развиваться даже в кризисные времена.

Конечно, у каждого инструмента есть свои плюсы и минусы. Облигации — более сложный инструмент, далеко не каждая компания может эмитировать ценные бумаги, к ней имеются определенные требования со стороны биржи, Центробанка и других регулирующих органов. Данный инструмент финансирования доступен более крупным компаниям, в отличие от традиционного кредитования. К очевидным плюсам облигаций я бы отнес возможность привлекать долгосрочное финансирование и отсутствие залога.

— В последние годы финансирование инвестиционных программ через выпуск облигаций стало более распространенным. Что изменилось в 2015 году? И подталкивает ли текущая экономическая ситуация к использованию таких схем финансирования?

— Объем российского облигационного рынка на данный момент сжался, по моим оценкам, примерно на 50% в сравнении с 2011–2013 гг. Но сам инструмент, конечно, с рынка не уйдет. Есть достаточно большой облигационный сектор на бирже, а также круг профессиональных инвесторов, которые им активно пользуются.

Сейчас сложнее привлекать финансирование посредством облигаций. Рынок сузился, инвесторов стало гораздо меньше. Практически перестали участвовать в подобных программах физические лица. Так, когда "Обувь России" размещала дебютный заем в 2011 году, доля физлиц, которые приобретали облигации на бирже, была достаточно высока. Сейчас рынок инвесторов сократился более чем в два раза.

— По вашему опыту, что нужно для компании, которая хочет привлечь финансирование посредством облигаций? Какие требования к ней предъявляются?

— Во-первых, важна положительная история развития компании. Она не должна быть новичком на рынке, стартаперам такой инструмент, как облигации, недоступен. Во-вторых, инвесторы обращают внимание на сегмент, в котором работает компания. К примеру, наша отрасль в меньшей степени пострадала от экономического кризиса, и этот фактор положительно влияет на привлекательность наших ценных бумаг. В-третьих, инвесторы смотрят на качество финансовой отчетности компании. В нашем случае положительную роль сыграло наличие у компании отчетности по международным стандартам с 2010 года. За это время мы проделали большую работу по данному направлению. В-четвертых, важен и качественный аудит финансовой отчетности, поскольку у инвесторов нет возможности изучить компанию в деталях, так, как делают, к примеру, банки при обычном кредитовании.

— Насколько в сфере ритейла распространено финансирование бизнеса через размещение облигаций? Ваш опыт здесь является новаторской мерой или, наоборот, нормой рынка?

— В обувном сегменте это достаточно редкое явление. На текущий момент "Обувь России", по нашим данным, единственная российская обувная компания, имеющая в обращении облигации на бирже. Что касается других сфер, активно в этом плане ведет себя продовольственный ритейл, крупные госкомпании и банки. Однако если мы говорим о региональных компаниях, то в любом случае такие примеры единичны.

Анна Бодрова, старший аналитик "Альпари":

— ГК "Обувь России" — одна из немногих крупных российских компаний подобного формата, которая развивалась и расширялась в экономически спокойное время. К текущему моменту она выглядит настолько стабильно, что может позволить себе облигационные выпуски и имеет устойчивый интерес к бумагам. Этот случай не уникален, он — результат долгой кропотливой работы и весомой рыночной репутации. Смогут ли другие компании сектора ритейла повторить его, большой вопрос, скорее нет, чем да. Рынок сейчас консервативен и осторожен, его ставки не каждой компании по плечу. Ритейл сейчас предпочитает работать, рассчитывая на собственные активы, и почти не инвестирует в развитие. В этом свете "Обувь России", конечно, стоит особняком, так как продолжает привлекать займы и расширяться.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик холдинга "ФИНАМ":

— Размещение биржевых облигаций — относительно простой и достаточно распространенный у крупного бизнеса способ привлечения долгосрочных инвестиций под инвестпрограммы или средств под рефинансирование предыдущих займов и выпусков облигаций. Учитывая сохраняющуюся нестабильность в банковском секторе, привлечение средств на открытом рынке по подписке в ряде случаев более выгодно с точки зрения как сроков, так и процентных ставок. После серии снижений ключевой ставки ЦБ РФ я не исключаю того, что за ООО "Обувьрус" последуют и другие компании, которые демонстрируют сильные финансовые и операционные показатели.

Алексей Антипин, директор компании "Юнисервис Капитал":

— На мой взгляд, для того чтобы компании третьего эшелона могли сегодня размещать классические облигационные займы среди большого круга инвесторов, необходимо создать соответствующий рынок: эмитенты должны быть прозрачными и открытыми для инвесторов, должен быть сформирован рынок частных инвесторов, вкладывающих капитал в компании среднего бизнеса, на государственном уровне должна быть поддержка таких инвесторов, в частности, в налоговом поле, например, как и депозиты, подобные инвестиции не должны облагаться налогами.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments