— Какова роль информационных технологий в российском ритейле?  Есть ли отличия от Запада?

— Сегодня можно говорить о все более возрастающей роли IT в российском ритейле. Если раньше информационные технологии обеспечивали функции автоматизации отдельных процессов (рассчетно-кассового узла, бухгалтерии, логистики и т.д.) и поддержания их жизнедеятельности, то сейчас IT выходят на новый уровень и имеют огромное значение для  всего предприятия.

В современном бизнесе на IT возложена ключевая функция – автоматизация всех бизнес-процессов компании, поддержка и развитие бизнеса. В связи с этим за последнее время значительно возросло значение IT-директоров. Они занимают более высокую роль в иерархии компании, так как от них во многом зависит, в каком направлении будет развиваться предприятие. Соответственно возрастают IT-бюджеты и сам уровень сложности информационной системы (ИС) на предприятии. С другой стороны, в крупных корпорациях IT-директор не является единственным лицом, принимающим решения о развитии IT-систем. В процессе принятия решений активно участвуют финансовые и исполнительные директора, директора по развитию, а так же руководители кадрового направления, в связи с возрастающими требованиями к человеческим ресурсам, их развитию и стоимости.

Российская розница за короткий срок прошла довольно большой путь развития. Сегодня уровень российских ритейлеров приближается к западным бизнес-стандартам, но, несомненно, существуют и отличия. На Западе IT являются частью стратегии предприятия и нераздельно связаны с этим процессом. Западный ритейлер, расширяя сеть и вкладывая деньги, автоматически принимает решение о развитии информационной системы. Крупные российские предприятия придерживаются такого же принципа. Однако часть отечественных ритейлеров рассматривают ИС исключительно как функцию автоматизации торговли. Важно отметить, что такие компании становятся менее конкурентоспособными на рынке. Будущее за теми, кто рассматривает IT как ключевую функцию стратегического развития компании, относятся к IT как к бизнесу. Это уже доказала мировая практика.   

 

— Почему ритейл должен внедрять современные информационный системы? Можно ли обойтись без них?

Что такое информационная система – это ключевая составляющая компании, которая повышает эффективность деятельности предприятия. Современные успешные компании строят свой бизнес, развивая ИС и обеспечивая себе конкурентные преимущества в борьбе с мировыми лидерами. Они тщательно  подходят к бухгалтерскому учету, управлению персоналом, денежными потоками и контролю финансов. Системы раннего поколения, в том числе разработанные самостоятельно российскими софтверными компаниями или системными интеграторами, конечно, не всегда могли отвечать этим функциям. Но современные решения уже вполне могут конкурировать с западными разработками.  К примеру, фронт-офисная система Профи-Т 5.0, разработанная компанией «Пилот». Мы успешно ее внедряем нашим крупным иностранным ритейлерам – Inditex, ATAK и российским франчайзи крупных мировых брендов, таких как: The Body Shop, Mother Care и т.д. Но это система  «нижнего уровня», которая автоматизирует сам процесс продаж, обеспечивает работу торгового зала.

С системами, обеспечивающими управление всем предприятием, дело обстоит несколько сложнее. Это «тяжелые» решения – системы ERP, управления логистическим контуром компании (WMS, SCM), BI, экспертные и прочие системы.  

Здесь доминирующую роль играют современные западные решения (SAP, SAS, Oracle, Microsoft). Закономерно, когда компания, дойдя до определенного уровня развития, просто вынуждена переключаться на решения, которые обеспечат  тот же уровень развития бизнеса, что и у ведущих конкурентов. Важно отметить, что без этих систем можно обойтись на начальном уровне, в момент бурного роста и становления компании. Предприятием становится сложнее управлять, когда оно растет количественно, качественно и территориально. Если не реструктурируются процессы управления, не внедряются системы, которые бы могли эффективно выстроить деятельность предприятия, обеспечить ее масштабирование, то компания теряет свою прозрачность и контроль над бизнесом. Закончиться это может весьма плачевно – снижением конкурентной способности и даже банкротством.  

 

— Почему ритейлеры делают ставку именно на IT?

Ритейлеры делают ставку на информационные технологии, потому что пока еще не создано другого инструмента, который может автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы. К IT нельзя относится как к обособленной бизнес-единице. Они обеспечивают безопасность предприятия, его прозрачность, отвечают за устойчивость системы и финансовую эффективность работы компании. Поэтому ритейлеры для активизации своих бизнес-процессов рассматривают IT одним из главных инструментов обеспечения деятельности предприятия. Автоматизация пронизывает всю деятельность розничного предприятия. Поддержку бизнес-процессов торгового зала  обеспечивают фронтальные POS-решения и прикладные инструменты: мобильные и чекопечатающие приложения, инфокиоски, весы и т.д. Управление жизнедеятельностью всего магазина поддерживает решение back-office, которое может быть как отдельной разработкой, так и частью масштабного ERP-решения. Следующий уровень – управление логистикой. Для того чтобы выстроить эффективный процесс снабжения магазинов, товародвижение и учет внедряются соответствующие системы. На «верхнем уровне» для обеспечения управления деятельностью всего предприятия внедряются ERP-системы.

 

— Что можно, а что нет доверить информационной системе?

В предприятии, действующем на основании международных бизнес-стандартов, ИС можно доверить практически все.  Современную компанию невозможно представить без информационной системы, которая проникает во все аспекты деятельности. В результате даже ручной труд, например прием-отгрузка товаров, рано или поздно придется автоматизировать, для того чтобы эффективность этого процесса возросла.

 

— Какой должна быть информационная система, чтобы стать необходимой для ритейла?

— ИС, в первую очередь, должна обеспечивать эффективность решения возложенных на нее задач, быть надежной и устойчивой. Грамотный заказчик оценивает ее финансовую доступность еще перед началом проекта внедрения. Существуют примеры, когда компании с достаточно крупным оборотом брали на себя завышенные обязательства по внедрению «тяжелых» информационных систем класса ERP. Процесс затягивался на долгие годы, и компания финансово не могла «вытянуть» реализацию проекта. Сложность, масштаб и стоимость системы должны соответствовать уровню бизнеса. Система должна быть обслуживаемой. Выбирая ту или иную ИС компании нужно обратить внимание, во что ей обойдется сервис. Мы знаем, что в стране существует кадровый «голод» квалифицированных IT-специалистов, в том числе консультантов по ERP-системам, а так же сервисных инженеров. По всем прогнозам, в том числе исследовательских компаний Gartner и Forrester, ситуация будет только усугубляться, так как темпы роста розницы намного превышают темпы роста квалифицированных специалистов в сфере IT. Легко масштабируемая и наращиваемая  — эти качества необходимы ИС для развития бизнеса по определенным стандартам. И последнее, ИС должна быть современной и обеспечивать функционирование бизнес-процессов ритейлера не менее 7-10 лет. Это минимальный срок службы системы. Поэтому, выбирая решение, жизненный цикл которого подходит к концу, ритейлер подвергает риску собственный бизнес и инвестиции.

 

— Что будет с компанией, если ИТ-система в какой-то момент перестанет работать?

— В первую очередь, конечно, убытки. Если говорить о масштабах сбоя работы кассовой линии в гипермаркете, то один день такого простоя может обернуться убытком в миллионы рублей. При более серьезных сбоях, например, в логистических системах, эти убытки оцениваются в десятки миллионов. А если начались проблемы в работе системы «верхнего уровня», то это может обойтись компании намного дороже, вплоть до прекращения функционирования предприятия.  

 

— Приведите реальные примеры того, когда именно вовремя и грамотно внедренная система помогала компании занять лидирующие позиции на рынке.

— Если говорить о наших клиентах, то один из ярких примеров – компания Auchan. На протяжении нескольких лет она использует системы, применяемые и широко известные во всем мире. Это разработки Fujitsu, а так же других компаний-субконтракторов, которые внедряются компанией «Пилот». Набор  легко масштабируемых и реплицируемых на бизнес-подразделения ИС, позволяет французскому ритейлеру бурными темпами развивать свою деятельность в регионах и достаточно легко открывать новые торговые объекты. Оптимизируя свои бизнес-процессы, компания Auchan опережает по темпам роста и территориальной экспансии многих конкурентов. Стандартизация бизнес-процессов и систем IT, а так же требования к поставщикам позволяет системному интегратору, в данном случае компании «Пилот», легко открывать новые гипермаркеты и обеспечивать их функционирование на уровне международных корпоративных стандартов компании. Так же в пример можно привести таких наших международных клиентов, как: группа компаний INDITEX, Leroy Merlin, Stockman и т.д.   

 

— Как информационные технологии упрощает бизнес-процессы? И упрощают ли?

— Возвращаясь к роли IT в бизнес-процессах можно разделить ИС на системы, обеспечивающие жизнедеятельность компании, прикладные приложения и системы управления. Прямое назначение систем жизнедеятельности – автоматизация ключевых бизнес-процессов. Нельзя сказать, что данные системы их упрощают, но они позволяют действовать именно так, как это было задумано при их разработке. А вот прикладные системы и приложения созданы как раз для того, чтобы обеспечить предприятие решениями необходимыми для реализации дополнительных конкретных задач. Например, мобильные решения позволяют эффективно осуществлять процесс работы с покупателями, приемки товара, инвентаризации и т.д. Так же из прикладных решений можно выделить системы самообслуживания, позволяющие упростить процесс продаж — информационные киоски, весы и кассы.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments