Год основания: 2017 (под брендом Goods.ru).
Ассортимент: 3,2 млн товаров.
Число активных продавцов: более 8 тысяч (2022)
Тематика: универсальный.
Владелец: «Сбер» — 85%, группа «М.Видео-Эльдорадо» — 10%, Александр Тынкован — 5%.
История
«Сбермегамаркет» появился как маркетплейс Goods.ru в 2017 году. Его запустила сеть «М.Видео», изначально площадку затачивали под бытовую технику и электронику. К 2020 году маркетплейс был убыточным — по итогам 2019-го ООО «Маркетплейс», управляющее Goods.ru, получило 2,4 млрд рублей убытка.
В начале 2021 года маркетплейс, предлагавший к тому времени 2,5 млн товаров от 3 тысяч продавцов, выкупил «Сбер». Сумма сделки составила 4 млрд рублей — за эти деньги компания стала владельцем доли в 85% маркетплейса, ранее принадлежавшей главе «М.Видео» Александру Тынковану. Одним из условий сделки были инвестиции в площадку со стороны «Сбера» на сумму в 30 млрд рублей.
Незадолго до покупки Goods.ru «Сбер» вышел из совместного предприятия с «Яндексом», в котором компании развивали маркетплейс «Беру». Это была четвёртая попытка банка построить бизнес в электронной коммерции: три предыдущие провалились. После покупки площадку переименовали в «Сбермегамаркет» и начали интеграцию с экосистемой «Сбера» — в первую очередь с сервисами «СберЛогистика», «Сбермаркет», «Самокат» и «Сбер Еаптека».
Как дела сейчас
За пять лет существования — с разными владельцами — «Сбермегамаркет» так и не сумел получить сколько-нибудь существенную долю рынка. Сейчас на площадку «Сбера» приходится около 1% рынка торговли на маркетплейсах в стране. Оборот при этом за год после продажи вырос в 3,4 раза — до 29 млрд рублей.
Весной 2022 года вся экосистема «Сбера» попала под санкции, что заставило компанию начать избавляться от непрофильных активов: в частности, уже продали сервис такси «Ситимобил» и приостановили инвестиции в «Самокат». «Сбермегамаркета» оптимизация пока не коснулась, при этом санкции привели к бегству из страны Льва Хасиса, который курировал всю электронную коммерцию «Сбера» — в таких условиях непрофильный убыточный актив, которым для банка является «Сбермаркет», может как минимум отойти на второй план.
Условия для продавцов
Маркетплейс сотрудничает с ИП или юрлицами, самозанятым на площадке работать нельзя. Чтобы начать работу, нужно заполнить регистрационную анкету, получить доступ к личному кабинету и загрузить в него документы и прочие данные. От продавца потребуют учредительные документы компании или ИП и реквизиты расчётного счёта. После загрузки ассортимента система проверит совпадения с уже загруженными на маркетплейс товарами по основным атрибутам — штрихкоду, наименованию, артикулу — и предложит объединить карточки в случае обнаружения совпадений. На «Сбермегамаркете» покупатель видит общие карточки на одинаковый товар с предложениями разных продавцов. Если товары уникальны, продавец может создать для них отдельные карточки.
Логистически маркетплейс работает по четырём схемам.
- «Витрина + фулфилмент» (FBO): вся логистика на «Сбермегамаркете», продавцу нужно только передать товар на склад маркетплейса. Товары доставляет «СберЛогистика» со складов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
- «Витрина + доставка» (FBS): продавец комплектует заказы и передаёт на склад маркетплейса, остальная логистика — на «Сбермегамаркете».
- «Витрина + доставка силами продавца»: продавец использует маркетплейс как витрину, вся логистика — самостоятельно.
- «Закажи и забери» (Click & Collect): самовывоз из магазина продавца, маркетплейс используется как витрина.
«Сбермегамаркет» берёт комиссию от 2% до 20% стоимости товара в зависимости от категории. Дополнительно оплачивается расчётно-кассовое обслуживание — 1,5% от цены, а также хранение и доставка в зависимости от веса, схемы работы и стоимости заказа. Так, при работе по FBO и FBS стоимость доставки составит 3% от цены заказа, но не меньше 50 и не больше 500 рублей, если посылка весит до 25 кг, и те же 3%, но не меньше 500 и не больше 1000 рублей — если заказ весит более 25 кг. При этом при сумме заказа до 500 рублей доставка бесплатна.
Маркетплейс позволяет выводить деньги дважды в неделю — по вторникам и пятницам. Если покупатель оплачивает заказ бонусами, деньги за них придут в среду.
Плюсы и минусы
«Сбермегамаркет» глубоко интегрирован в экосистему «Сбера» — это удобно как продавцам, которым доступны дополнительные логистические возможности, так покупателям, которые могут пользоваться программами лояльности экосистемы. Маркетплейс эффективно привлекает покупателей и позволяет оперативно выводить средства от продаж. Также «Сбермегамаркет» предлагает во многом уникальную схему работы «Закажи и забери», благодаря которой продавцы могут торговать в том числе алкоголем, табаком, медикаментами и пиротехникой.
Из минусов — неразвитая сеть собственных складов и ПВЗ. Частично эти нюансы компенсируются партнёрами из экосистемы «Сбера». Также маркетплейс занимает пока незначительную долю рынка: с одной стороны, это приводит к низкой конкуренции, с другой — к невысоким продажам.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.