Год основания: 2000.

Активных покупателей: 9,8 млн (2021).

Активных продавцов: 28 тыс. (апрель 2022-го).

Ассортимент: 30 млн товаров (апрель 2022-го).

Тематика: универсальный.

Владелец: «Яндекс».

История

«Яндекс Маркет» начался с сервиса для подбора товаров, над которым работали сотрудники «Яндекса» Дмитрий Завалишин, Евгения Завалишина и Илья Положинцев. Осенью 2000-го они запустили электронного помощника «Яндекс.Гуру», который задавал пользователю наводящие вопросы и на основании ответов рекомендовал тот или иной товар. «Гуру» натаскали на сотовых телефонах, цифровых фотоаппаратах и автомагнитолах — в итоге на протяжении почти всей истории «Маркет» специализировался именно на электронике.

В «Яндекс.Маркет» площадка превратилась в 2002-м, когда к «Гуру» присоединили сервисы «Яндекс.Товары» и «Подбери.ру». На старте к «Яндекс.Маркету» подключили 160 магазинов, в 2011-м там впервые появились офлайн-магазины.

В 2018 году «Яндекс» попытался запустить отдельный маркетплейс «Беру» — это было совместное предприятие со Сбербанком. Проект продержался чуть больше двух лет: в конце 2020-го «Беру» перестал быть совместным предприятием, потерял отдельный бренд и стал частью «Яндекс Маркета». С этого момента «Маркет» превратился в полноценный маркетплейс — до того площадка работала как агрегатор, зарабатывая на размещении цен и предложений и переходах на сайты магазинов.

Как дела сейчас

«Яндекс Маркет» делит с AliExpress третье место в списке крупнейших маркетплейсов страны, при этом его доля существенно меньше более крупных конкурентов — 3% против 20% у Wildberries и 11% у Ozon. «Яндекс» делал ставку на маркетплейс как на один из локомотивов роста капитализации компании — но из-за санкций 2022 года торги бумагами «Яндекса» на крупнейших биржах приостановили, и вопрос увеличения капитализации временно ушёл из повестки. Глава компании Тигран Худавердян также попал под персональные санкции.

При этом маркетплейс продолжает активно расти: число активных продавцов за первый квартал 2022 года выросло на 230% год к году, ассортимент на площадке — на треть, товарооборот — в 2,8 раза до 49,3 млрд руб. Как долго сохранится такой рост, непонятно, но материнская компания пока не делала заявлений про планы относительно будущего «Яндекс Маркета».

Условия для продавцов

Торговать на площадке могут только юрлица и ИП на налоговых режимах ОСНО и УСН, про самозанятых в оферте ничего не сказано. Партнёры должны принять два договора: договор на оказание услуг, определяющий порядок работы на маркетплейсе, и договор на продвижение сервиса, в котором описаны условия участия в рекламных акциях и скидочных кампаниях. От отправки заявления на подключение до начала работы обычно проходит 2–3 рабочих дня, если всё в порядке, после этого можно загружать товары и документы и настраивать продажи.

Логистически маркетплейс работает по четырём схемам.

  • FBY (Fulfillment by Yandex) — продавец передаёт товар на склад «Яндекса», и дальше им целиком занимается маркетплейс.
  • FBY+ (Fulfillment by Yandex+) — продавец поставляет не весь товар на склад сразу, а собирает поставку под конкретный заказ, всё остальное, от оформления до доставки, также на «Яндекс Маркете».
  • FBS (Fulfillment by Seller) — классический FBS, поставка со склада продавца сразу для доставки. Хранение, оформление и отгрузка — на продавце.
  • DBS (Delivery by Seller) — продавец занимается хранением, оформлением и доставкой заказа целиком самостоятельно.

Один продавец может работать сразу по нескольким схемам, но, за исключением совместной работы по схемам FBY и FBY+, для этого придётся создавать на площадке новые магазины.

Также существует модель ADV, в которой маркетплейс выступает только витриной, откуда покупатель попадает напрямую на сайт продавца. По этой схеме «Яндекс Маркет» работал исторически, сейчас он от неё постепенно отказывается.

Все цены от разных магазинов на один и тот же товар отображаются в его карточке, которую формирует сама площадка. На витрине маркетплейс показывает сначала товары по самой низкой цене, поэтому чем ниже цена магазина, тем больше вероятность, что её увидят больше людей.

Комиссия «Яндекс Маркета» — от 2% до 9%, она зависит от категории, габаритов и веса товара; ещё 1% площадка берёт за перечисление денег от покупателя. Также маркетплейс в зависимости от модели работы начисляет плату за обработку, хранение, сборку и доставку товаров.

Площадка работает как с бумажными документами, так и по электронному документообороту (ЭДО), закрывающие документы формируются в начале каждого месяца. Деньги маркетплейс перечисляет за каждый заказ сразу: на следующий день после покупки онлайн или через пять рабочих дней, если заказ был оплачен при получении. В начале каждого месяца «Яндекс Маркет» удерживает из текущих платежей комиссию за предыдущий месяц.

Маркетплейс может отключить магазин, если партнёр не предоставит документы о качестве товара, не сообщит вовремя о закрытии юрлица/ИП или если снизится индекс качества, который площадка рассчитывает самостоятельно на основе показателей работы магазина. 

Плюсы и минусы

«Яндекс Маркет» глубоко интегрирован с экосистемой «Яндекса» — это удобно для пользователей и дополнительно привлекает их на площадку. Кроме того, интеграция даёт гибкость и продавцам — например, можно наладить доставку небольших товаров через «Яндекс Go».

Сервис внимательно проверяет добросовестность продавцов — в том числе устраивает контрольные закупки. Проблемные магазины быстро отключают от маркетплейса. С другой стороны, случаются жалобы на предвзятость службы контроля качества и сложности при спорах с ней. Кроме того, несмотря на все усилия компании, на «Яндекс Маркете» всегда было и остаётся много «серых» магазинов.

На площадке удобно реализована работа с ассортиментом и ценами со стороны продавца: товары загружаются единым файлом, а при изменениях на сайте магазина информация автоматически меняется и на «Яндекс Маркете». Предложения можно таргетировать на конкретный город.

Проблемными местами маркетплейса партнёры называют слабую аналитику, а также систему отображения товаров на витрине, исходя из самой низкой цены — это провоцирует торговцев демпинговать и ограничивает конкурентные возможности магазинов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.