FMCG-ритейлер «Магнолия» впервые в России запустил кассы самообслуживания в «магазинах у дома». Как говорится в официальном сообщении компании France Informatique & Technologie (FIT), выступившей интегратором проекта, устройства self-checkout были установлены в двух московских магазинах в Большом Факельном переулке и на улице Покровка . По результатам их работы будет принято решение о дальнейшем тиражировании проекта.

Внедряя данные устройства в дополнение к двум действующим кассам с кассирами, ритейлер рассчитывает увеличить пропускную способность кассовых линий в 1,5 раза, не повышая при этом издержки на ФОТ, а также снизить зависимость от текучки линейного персонала. «С точки зрения решения важной на сегодня задачи формирования клиенториентированного бизнеса данная технология даст нам конкурентные преимущества в виде повышения лояльности покупателей», — отметил Алексей Толстокулаков, ИТ-директор сети магазинов «Магнолия».

Ранее в России кассы самообслуживания использовались только в формате гипермаркет. Первым их установил французский ритейлер «Ашан» в гипермаркетах «Наша Радуга» в Калуге и Пензе и «Ашан-Сити» в Новосибирске. В мае 2012 г. использование касс самообслуживания начала немецкая сеть гипермаркетов Globus. В настоящее время терминалы self-checkout работают в магазине во Владимире.

«До недавнего времени во всем мире бытовало мнение, что использование касс самообслуживания целесообразно только в больших форматах. Но современные self-checkout стали более компактными и занимают гораздо меньше пространства, чем стандартное рабочее место кассира.. В некоторых магазинах (на Западе — прим. ред.) они заменяют практически всю кассовую линейку из-за дефицита места для размещения кассовой зоны», — комментирует Алексей Толстокулаков.

Аппарат, установленный в «Магнолии», ведет диалог с покупателем на двух языках: русском и английском, выдавая инструкции на экран устройства, а также голосовые подсказки. Раплачиваться можно как наличными, так и банковской картой. Устройство  автоматически проверяет купюры, поэтому ущерб по причине приема фальшивых денег отсутствует. Комплекс security позволяет предотвращать кражи за счет сопоставления фактического веса товара с весом, заложенным в базу данных на этот товар.

Разработчиком решения выступила компания Fujitsu. Инвестиции в проект не раскрываются. По данным  "Атол", стомость одного устройства self-chekout может вариьироваться от 600 000 руб до 900 000 руб.

Разработку системы самообслуживания, работающего как со штрих-кодами, так и RFID-метками, ведет X5 Retail Group в рамках проекта «Магазин будущего». Кроме того, по данным компании «Атол», над внедрением решения self-checkout работает одна из региональных сетей гипермаркетов.

В сети «Ашан» сообщили о намерении тиражировать устройства самообслуживания в формате «Наша Радуга»до конца 2012 г. откроются два гипермаркета в Ярославле и Костроме. Причем, модель предполагает использование отдельных устройств для сканирования и оплаты товара. «Это позволяет поставить терминалов оплаты больше, чем сканеров, что значительно сокращает время, затрачиваемое клиентами на кассе. В результате время оплаты сократилось практически вдвое, а скорость сканирования увеличилась в среднем на 15% по сравнению с классическими гипермаркетами. Поливалентность сотрудников, т. е возможность работать, как в кассовой зоне, так и в торговом зале, позволяют сократить расходы на персонал до 30%», — пояснили в компании. Устанавливать устройства самообслуживания в гипермаркетах «Ашан » ритейлер пока не планирует.

Ольга Караева, директор «Магазина будущего» Х5 Retail Group, считает, что разделять операции сканирования и оплаты имеет смысл в том случае, если эти действия занимают у покупателя разное время. «Если сканирование ускоряется, к примеру, за счет использования сканера с покрытием 360 градусов, то следует разделить зоны и установить больше терминалов оплаты, чтоб у них не скапливалась очередь. Если, наоборот, оплата происходит быстрее за счет использования бесконтактных карт, нужно установить больше терминалов сканирования», — пояснила она. Выбор конкретной модели также зависит от формата магазина если чек покупки короткий, то время сканирование средней корзины будет занимать меньше времени. Использование терминалов самообслуживания в магазинах небольшого формата топ-менеджер считает возможным в том случае, если они обладают высокой проходимостью.  "В основном эта технология на рынках США нашла применение в гипермаркетах и супермаркетах, в Европе есть примеры внедрений технологии в других форматах", — заключила Ольга Караева.

Основные технические трудности, с которыми сопряжена эксплуатация устройств self-checkout, — это бесперебойная работа оборудования, считает Алексей Макаров, генеральный директор «Атол». «Учитывая, что оборудованием пользуются разные люди с разным уровнем знания техники, то возможны ситуации некорректного использования или поломки разных узлов системы», — отметил он. По словам спикера, наиболее слабые узлы — это купюроприемники, ридеры магнитных карт и весовое оборудование. «В остальном — это практически такая же система, что и обычная касса», — добавил топ-менеджер.

Справка

Сеть «Магнолия» насчитывает более 160 магазинов в Москве, Подмосковье и Поволжье. В рейтинге INFOLine & Retailer Russia TOP-100 2012 компания занимаяет 60 место с оборотом за 2011 г. 10,29 млрд. руб. без НДС.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments