Как выяснили "Известия", вторая по величине в мире сеть премиальных ювелирных изделий Tiffany отложила открытие нового магазина в России — его компания планировала открыть в начале 2015 года. Более того, единственный на сегодняшний день работающий магазин американской компании показал за первый год работы убыток в 54 млн рублей. Эксперты уверены, что решение Tiffany вызвано падением курса рубля и снижением покупательской способности россиян.
19 декабря 2014 года главный исполнительный директор Tiffancy & Co Майкл Ковальски заявлял в интервью американскому телеканалу CNBS, что компания не намерена останавливаться на одном магазине в России и планирует расширять свой бизнес. Ковальски говорил, что открытие нового магазина в России состоится в начале 2015 года, однако этого не произошло. Несмотря на негативные факторы, которые уже присутствовали в российской экономике и ювелирном бизнесе, Ковальски выражал уверенность в том, что экономические трудности в России — перспектива краткосрочная, а также отмечал, что Tiffany по-прежнему рассчитывает на стабилизацию обстановки в России.
— Ослабление рубля на фоне усиления доллара проблематично, однако это только краткосрочные политические факторы. Мы продолжим реализацию своих планов, так как уверены, что в долгосрочном периоде в этом есть экономический смысл. Россия — важный luxury-рынок, где мы должны присутствовать, — сказал Майкл Ковальски.
С начала прошлого года ювелирная отрасль в мире находится на спаде, и лидеры отрасли искали варианты расширения географии продаж. До кризиса российский luxury-рынок рассматривался вторым по привлекательности после китайского. Но согласно данным Всемирного золотого совета (World Gold Council), падение продаж ювелирных изделий в России за первое полугодие 2015 года составило практически 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 36,5 до 18,6 т общего веса проданных ювелирных украшений, тогда как сокращение мировых продаж составило 8% (с 1,21 тыс. до 1,117 тыс. т).
При этом единственный магазин Tiffany в России, который компания открыла в феврале прошлого года в самом престижном торговом центре Москвы — ГУМе, получил убытки. Так, выручка "Тиффани Раша" составила 637,6 млн рублей, а чистый убыток — 54,3 млн рублей. Общая выручка и чистая прибыль головной компании за 2014 год составили $4,2 млрд и $484 млн соответственно, что выше показателей 2013 года (выручка — $4 млрд, прибыль — $181 млн).
В отчете Tiffany & Co за 2014 год отмечается, что одно из стратегических направлений Tiffany — увеличение присутствия на развивающихся рынках по всему миру. В 2013 году открыто 16 новых точек: шесть — в Северной и Южной Америке (три магазина в США, по одному в Канаде, Мексике и Бразилии), семь — в Азиатско-Тихоокеанском регионе (четыре магазина в Китае, два в Тайване и один в Гонконге) и три — в Европе (два магазина в Италии и один в Германии). В 2014 году Tiffany открыла еще 8 новых точек, по два магазина были открыты в США и Японии и по одному магазину во Франции, России, Австралии и Мексике.
Рассказать о планах Tiffany на Россию в 2015–2016 годах в американской компании отказались.
Гендиректор "Гильдии ювелиров России" Эдуард Уткин считает, что Tiffany самостоятельно убедилась в падении спроса в России, выйдя на рынок не в самое удачное время.
— Из-за девальвации рубля существенно снизилась покупательская способность россиян, особенно это касается предметов роскоши. При этом в натуральном выражении падение продаж украшений премиум-класса практически такое же, что и в общем по российскому ювелирному рынку, — пояснил Уткин.
По его мнению, для такой сети, как Tiffany, получать 2–3 года убытки в России не катастрофично, так как издержки от деятельности в России легко могут покрыть остальные рынки — в частности, Китай, Индия, Саудовская Аравия, где потребление ювелирных украшений в разы выше, чем в России. Согласно отчетности Tiffany, за прошлый год продажи в страны Азиатско-Тихоокеанского региона составили $1,58 млрд, в Европе продажи компании составили лишь $497 млн. Сумма продаж в России в отчетности не раскрывается.
За год, до июля 2015 года, средние цены на алмазы упали на 7%, до $150 за карат (по данным Антверпенского всемирного алмазного центр), при этом в августе один из крупнейших производителей алмазов — компания De Beers объявила о снижении цен относительно июля еще на 9%. Падение цен на бриллианты объясняется чрезмерным предложением: избыток которых к концу 2014 года оценивался в $10–20 млрд, по данным российского предприятия ПО "Кристалл". При этом сама ювелирная отрасль сокращается: согласно последним данным американского отраслевого Комитета по торговле ювелирными изделиями (Jewelers Board of Trade), закрывается всё больше ритейлеров, оптовиков и производителей бриллиантов — так, число банкротств, консолидаций (слияний и поглощений) в 2014 году в США и Канаде выросло на 32%.
Компания Tiffany является второй крупнейшей ювелирной сетью в мире после китайской Chow Tai Fook Jewellery. Помимо ритейла, компания также занимается огранкой алмазов. Среди крупных поставщиков алмазов для компании — De Beers и российская компания "Алроса". В ноябре 2012 года между "Алросой" и Tiffany был заключен трехлетний контракт на $60 млн на поставку алмазов. Помимо ювелирных украшений, компания также производит фарфор, хрусталь, канцелярские принадлежности, парфюмерию и изделия из кожи.