Интерес населения к происходящим экономическим явлениям стал заметно слабее, чем в 2009 году, на который пришелся предыдущий кризис. Равнодушие к текущим изменениям в экономике проявляет каждый 10-й россиянин, что в два раза больше, чем в 2009-м. Таковы результаты исследования маркетинговой компании Profi Online Research.
Результаты опроса населения в 2009-м (февраль) и в 2015-м (август–сентябрь) позволяют сравнить уровень внимания россиян к происходящим кризисным явлениям. Об отсутствии интереса к информации о кризисе сейчас заявляет 13% россиян, в кризисном 2009-м таких было лишь 6%. В то же время доля тех, кто, напротив, стремится как можно больше узнать о происходящих экономических изменениях, снизилась с 32% в 2009 году до 28% в 2015-м.
Большинство же граждан как в 2009 году (62%), так и сейчас (59%) отмечают, что специально не ищут информации о кризисе, но если она им встречается, то тогда стараются ее изучить. При этом основными источниками информации для россиян являются телевидение (63%) и интернет (52%). Фигурируют среди источников также друзья и родственники — от них информацию о кризисных явлениях узнают 39% опрошенных. Реже всего для этих целей россияне используют газеты (22%) и журналы (10%). Опрос проводился дистанционно по выборке из базы агентства, участвовали 6 тыс. респондентов из восьми федеральных округов.
По словам директора по исследованиям Profi Online Research Марии Алексейчук, более высокая заинтересованность россиян в получении информации о кризисе 2008–2009 годов обусловлена тем, что "после довольно стабильного периода 2000-х годов эти явления оказались в большей степени значимым событием для россиян", чем текущая ситуация. Дело в том, напомнила эксперт, что тема кризисных явлений как в России, так и в мире поддерживается в последние несколько лет и потому "становится менее интересной".
— Кризис 2008–2009 годов наступил после долгого периода роста благосостояния в 2000-х годах и воспринимался в большей степени именно как кризис, то есть как неожиданное и резкое изменение тенденции, что способствовало желанию быть в курсе последних экономических веяний, — подтвердил замгендиректора консалтинговой группы "НЭО Центр" Дмитрий Коляков. — В то же время нынешняя экономическая ситуация воспринимается уже скорее как серьезная рецессия, то есть длительное планомерное ухудшение экономической ситуации, пусть и не стремительными темпами. В таких условиях работает простой психологический механизм самозащиты — усталость от плохих новостей и перенос внимания на другие аспекты жизни.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал согласен, что "переизбыток предлагаемой информации приводит к тому, что интерес к ней угасает". В то же время, по его словам, на полученных показателях сказались и другие факторы.
— Для России в целом исторически характерна такая позиция, что если на что-то невозможно повлиять, об этом лучше не думать. И хотя эта позиция весьма и весьма спорна, на мой взгляд, ее придерживается в той или иной степени большая часть населения страны. Индифферентность к происходящему также продиктована выработкой привычки к постоянным экономическим стрессам. Обесценивание национальной валюты, рост темпов инфляции, потребительских цен — эти факторы являются долгосрочными, и их влияние население испытывает постоянно. В таких условиях взрывной интерес вызывают только наиболее яркие события — например, если в течение одной торговой сессии рубль резко падает к доллару и евро. Такие новости привлекают внимание населения, но если падение продолжается более трех дней, то к ним интерес пропадает, — сказал Сигал.