В марте 2015 г. повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 15,8% относительно предыдущего месяца, говорится в материалах исследовательского холдинга "Ромир". Февраль же стал беспрецедентно провальным – относительно января номинальные расходы жителей российских городов снизились на 2,5%, что с учетом инфляции выливалось в реальное сокращение почти на 5%.
В прошлом месяце траты россиян начали расти. С учетом мартовской инфляции на уровне 1,2% реальные расходы россиян в марте увеличились на 14,6% относительно февраля текущего года. Однако номинальный годовой рост потребительских расходов на 15,4% оказался полностью "съеден" накопленной за год (с марта 2014 г.) официальной инфляцией в 16,9%. То есть реальные расходы россиян за год – с марта 2014 г. по март 2015 г. — сократились на 1,5%. Тем не менее, это сокращение в разрезе года куда менее существенное, чем фиксировалось в предыдущие месяцы, когда небольшой номинальный рост расходов нивелировался высокими показателями инфляции, подчеркивают в "Ромире".
Драйвер — в переломе тенденции
В "Ромире" полагают, что главным объяснением роста повседневных расходов стал перелом тренда текущего кризиса, когда в стремлении экономить потребители старались просто-напросто меньше ходить в магазины, чтобы меньше тратить. В течение всего 2014 г. фиксировалась тенденция к сокращению числа посещаемых магазинов во всех типов каналов. В марте же, как и в кризис 2008-2009 гг., покупатели в поисках лучших ценовых предложений целенаправленно посещали большее количество торговых точек.
Средний чек относительно февраля практически не изменился, а расходы существенно возросли, то напрашивается вывод, что россияне стали посещать большее количество магазинов, объясняют в компании. Попытки экономить через поиски лучших ценовых предложений в итоге привели покупателей к повышенным тратам, возможно, безотчетным. Обходя несколько магазинов, покупатель в каждом что-то покупает. Возможно, таким образом, был создан запас каких-то продуктов и товаров, но общие расходы в итоге возросли.
Вероятно, через несколько месяцев после подорожания привычных продуктов у потребителей происходит адаптация к новым ценам, возникает ностальгия по исключенным из списка продуктам, и он опять возвращается к привычному набору корзины, которая уже ощутимо подорожала в связи с общим ростом цен на продовольствие.
В марте россияне начали более активно покупать продукты. Так, доля расходов на продукты питания в общей корзине в марте возросла до 60%, тогда как в феврале этот показатель равнялся 55%, а в январе – 52%.
Доходные группы
Потребители всех доходных групп увеличили свои повседневные расходы в марте относительно февраля в одинаковой степени — на 16-17%. Различия в росте расходов были выявлены только в разрезе года. Так, повседневные траты россиян с низким доходом увеличились в марте текущего года относительно марта 2014 г. на 28%, в среднедоходной группе — на 19%, а у высокодоходников – 10,6%.
То есть реально свои повседневные расходы пришлось увеличить низкодоходникам и представителям так называемого среднего класса, причем первым – на ощутимые 11,1%, а вторым — на 2,1%.