Россияне стали не просто экономить на одежде, но и начали сами ее шить. Такой факт выяснился в ходе опроса, проведенного компанией Ipsos Comcon в I квартале 2016 года. Как оказалось, более половины россиян попросту перестали покупать себе одежду. А число тех, кто пока еще ходят по магазинам, снизилось.
Традиционно россияне экономят на всем. Но если быть более точным, то каждый второй гражданин урезал свой бюджет на одежду и обувь. При этом экономия вылилась в то, что люди делают покупки один раз в полгода либо не делают их вообще.
Так, в течение первых трех месяцев нынешнего года респондентов спрашивали, совершали ли они покупки за последние шесть месяцев. 45% опрошенных ответили, что приобретали одежду хотя бы раз. В аналогичном периоде 2015 года их было больше — 50%, сокращение составило 5 п.п., или 10%. На обуви экономия отразилась еще сильнее: доля покупателей за полгода составила 37% в I квартале 2016 года, что меньше на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
Таким образом, увеличилось количество тех, кто прекратил в принципе покупать вещи. За отчетный период их стало 55%, хотя год назад было 50%. Значимо чаще экономить на одежде стали женщины: они пересмотрели свой гардероб, мамы отказались от покупок для себя, чтобы приобрести что-то ребенку, а некоторые даже стали сами шить. Об этом говорится в исследовании.
— Колебание курса евро и доллара, а вместе с ними и цен на товары заставляет россиян более ответственно подходить к покупкам: сокращать траты, искать специальные предложения и скидки, менять полюбившиеся бренды на те, которые могут предложить лучшую цену, — уточняют в Ipsos Comcon.
Кроме отказа от обновок, россияне стали переходить на более дешевые марки одежды и менять места покупок. Покупатели готовы жертвовать качеством товара и стали отказываться от любимых марок. Поэтому в I квартале 2016 года произошло заметное падение покупок одежды марок среднего (с 34% до 30% опрошенных) и высокого (с 7% до 5%) ценового сегментов. Одновременно с этим покупки марок низкого ценового сегмента росли (с 59% до 65%). При этом 3% опрошенных признались, что они купили одежду впрок.
Экономическая ситуация заставила россиян выйти из зоны комфорта и сменить не только привычные марки, но и места покупок одежды. К торговым центрам прибавились интернет-магазины и рынки.
Ежеквартальное исследование "РосИндекс" Ipsos Comcon — это проект по изучению потребителей в России. Опрос проводится в городах с населением более 100 тыс. человек с годовой выборкой в более 25 тыс. респондентов.
Надо сказать, что ситуация в столице несколько отличается от положения в целом по стране. Так, например, в мае 2016 года компания Fashion Сonsulting Group провела опрос среди увлеченных модой и равнодушных к ней покупателей в московских торговых центрах. Выяснилось, что 22% равнодушных к новинкам в одежде согласились с тем, что экономить на вещах придется, среди модников таких меньше — лишь 11%.
При этом лишь треть увлеченных новыми тенденциями в мире моды готовы отказаться от дорогостоящих брендов. Половина опрошенных, спокойно относящихся к миру fashion, стали легко покупать меньше брендовых вещей.
Замдиректора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева говорит, что в столице в марте обороты fashion-ритейлеров (одежда, обувь, аксессуары) просели на 30–40%.
— Но уже в апреле-мае это падение отыгралось, многие москвичи никуда не уехали на майские праздники и потратили деньги в городе, в том числе на вещи, — объяснила она. Специалист оценила существующую ситуация в торговле как многообещающую и стабильную.
— Умный шопинг, безусловно, стал одной из главных тенденций последних нескольких лет, мы видим, что люди не готовы отказываться от привычных для них вещей, таких как отпуск, поездки за границу, покупка брендовой одежды, — отметил гендиректор KupiVip.ru Владимир Холязников.
Он подчеркнул, что всё более популярными среди покупателей становятся площадки, которые предлагают скидки в течение всего года.
— Они дают возможность сэкономить на покупке нужных вещей для любого повода и сезона, — заключил собеседник.