В первом полугодии 2009 года выручка немецкого концерна Metro Group в Восточной Европе снизилась на 11,6%, хотя годом ранее, напротив, продажи выросли на 14,4%. Компания в своем отчете объясняет это девальвацией местных валют. На этом негативном фоне выделяется Россия, где у Metro дела идут хорошо, утверждают в компании: в частности, в Metro Cash & Carry продажи растут даже в пересчете с рублей на евро. Ритейлер объясняет рост продаж выгодными ценовыми предложениями, а поставщики — жесткой закупочной политикой сети.
Как говорится в отчете Metro Group, продажи концерна в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 3,2%, до 30,5 млрд евро. При этом наиболее пострадал бизнес концерна в Восточной Европе, где продажи снизились на 11,6%, до 7,3 млрд евро. Наибольшее падение при этом показали магазины оптовой торговли Metro Cash & Carry: у этого подразделения в Восточной Европе продажи упали на 13,3%. В Metro Group сокращение выручки объясняют девальвацией валют восточноевропейских государств. В местных валютах продажи в этом регионе выросли на 3,6%.
Ровно год назад картина была обратной: в первом полугодии 2008 года продажи Metro Group в Восточной Европе по сравнению с первым полугодием 2007 года увеличились на 14,4%, составив 6 млрд евро. При этом темпы роста выше среднего показали рынки Польши, Чехии, России и Украины. По словам директора по связям с инвесторами российского Metro Cash & Carry Оксаны Токаревой, рынок России остался динамично развивающимся и в этом году. «В России компания демонстрирует уверенный рост, даже несмотря на девальвацию рубля. Наблюдается существенный рост продаж в рублях в первом полугодии, и даже после пересчета по новому курсу евро мы наблюдаем положительную динамику», — заявила г-жа Токарева.
Как объяснила собеседница, Metro Cash & Carry в России с начала 2009 года усилила свой фокус на основную аудиторию — профессиональных клиентов, среди которых трейдеры, небольшие розничные продавцы, отели и ресторанный бизнес. «Малый и средний бизнес, безусловно, страдает от кризиса, — сообщила Оксана Токарева РБК daily. — Но наша компания делает акцент на специальных ценовых предложениях и собственных брендах. Мы адаптируем ассортимент под потребности клиентов, а также предлагаем множество маркетинговых акций, что приносит результаты».
Аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова считает, что в кризис формат мелкооптовой торговли, на котором специализируется Metro Cash & Carry, наиболее выигрышен. «Сейчас, когда для большинства покупателей цена является определяющим критерием, Metro на нашем рынке занимает прочные позиции, и кризис их только усилит», — говорит она.
Российские поставщики, в свою очередь, жалуются, что сохранить объем продаж и рентабельность Metro удается в первую очередь за счет очень жесткой политики по отношению к производителям. «В каждой категории часть товаров на полках сети представлена импортной продукцией, что ухудшает рентабельность, — рассказывает один из поставщиков Metro Cash & Carry. — Компенсировать потери в маржинальности Metro старается за счет местных поставщиков, требуя с них большой бонус и подолгу не платя за товар. Поставщик либо сразу закладывает в цену условия Metro, либо стремится работать с сетью не напрямую, а через дистрибьютора. И тут же возникает торговая наценка, а значит, утрачивается ценовое преимущество».
По словам другого поставщика, система распространения карточек привела к тому, что покупателями Metro Cash & Carry все чаще становятся обычные физлица, которые не могут покупать большие партии, поскольку с кризисом стало меньше средств на единовременную покупку. На этом фоне выигрывает основной конкурент Metro — «Ашан», у которого нет системы карточек и обязательств покупать товары партиями, утверждают поставщики.