На днях Владимир Путин опубликовал статью под заголовком «Нам нужна новая экономика». В качестве одного из условий макроэкономического роста российской экономики премьер-министр назвал налоговый маневр, связанный с пополнением брешей в расходной части государственного бюджета за счет введения дополнительного налога на богатство.

Вопрос о введении так называемого налога на роскошь у нас в стране поднимался неоднократно с 2001 года и во всех случаях являлся скорее политическим аргументом, чем новым шагом к развитию экономики. Инициаторы подобных законодательных инициатив в большинстве случае приводят в пример опыт зарубежных соседей. Налогом на богатство, введенным во Франции, облагаются все активы, если состояние налогоплательщика, например на 2012 год, составило более 1,3 млн евро. А временно введенный в Испании налог на роскошь уплачивается лицами, чье состояние превысило 700 тыс. евро. В Великобритании, США и Японии налог взимается не с расходов, а доходов налогоплательщика по прогрессивной шкале, то есть чем больше доход, тем больше придется заплатить государству.

Последнее предложение в России по введению налога на роскошь в мае 2010 год заключалось в введении налога на расход при покупке дорогих домов, автомобилей, ювелирных изделий и иных предметов роскоши. Однако внесенный законопроект не нашел поддержки у депутатов и оказался забытым. Основным аргументом у противников законопроекта стала «налоговая несправедливость», поскольку Налоговым кодексом РФ уже установлена обязанность каждого собственника платить государству налог исходя из стоимости своего имущества. Получается, что некоторым налогоплательщикам пришлось бы сделать это дважды.

Новый законопроект еще не был вынесен на обсуждение широких масс, в связи с чем невозможно точно сказать, что же все-таки на этот раз будет облагаться налогом на роскошь: чрезмерно высокие доходы, расходы на дорогие покупки или большое состояние. Кроме того, законодательное введение налога на роскошь вовсе не означает его собираемость. Не секрет, что большинство из тех самых предметов роскоши, принадлежащих некоторым из наших сограждан, покупаются и регистрируются за рубежом: виллы, яхты, самолеты и иные «игрушки». Налоговикам информация о существовании таких объектов роскоши просто недоступна, да и как им получить подобные сведения без добровольного признания их владельца?

Также нерешенным остается вопрос о порядке расчета стоимости имущества, которая будет браться при расчете налога. В настоящее время чаще всего для расчетов используется «стоимость по БТИ», то есть инвентаризационная или кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая существенно отличается от истинной, рыночной стоимости объекта. В 2011 году в нескольких регионах уже были попытки произвести переоценку инвентаризационной стоимости и приблизить ее к рыночной. Однако результатом такой переоценки стал еще больший разброс цен, причем по-прежнему отклоняющихся от рыночных. Ничего не было сказано и о дифференциации при введении налога на роскошь по субъектам РФ, хотя даже двухкомнатная квартира в центре Москвы, приватизированная в 90-е годы, вполне способна сделать своего владельца субъектом обложения дополнительным налогом.

Учитывая сегодняшние реалии и проблемы государства со сбором уже не первый год введенных налогов, данное обещание пополнить бюджет за счет введения налога на богатство выглядит скорее политической декларацией, чем действенной мерой для покрытия дыр в бюджете.

И хотя большинство россиян, не владеющих предметами роскоши, сочтут обязанность весьма состоятельных людей платить больше просто долгожданной социальной справедливостью, не стоит забывать, что даже при наличии благих целей непродуманное до мелочей введение дополнительного налога может стать очередной кормушкой для коррупционеров. Ведь в какой-то момент каждый из нас может стать налогоплательщиком налога на роскошь.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments