Снижение доходов населения, падение спроса и товарооборота — вот главные проблемы, волнующие ритейлеров в начале 2016 года, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата организаций розничной торговли.
В 1-м квартале текущего года в секторе розничной торговли отмечалась слабая экономическая активность. Смягчить последствия внешних и внутренних стрессов, резко ухудшивших динамику рынка по итогам 2015 года, не удалось.
Значение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), выросшее относительно 4-го квартала на 2 п.п., составило 0%. На отсутствие положительной динамики "в первую очередь повлияли крайне низкие предпринимательские оценки двух основных составляющих индекса: текущей и ожидаемой экономической ситуации", уточнили авторы мониторинга.
Востребованность товаров по-прежнему ограничена слабым потребительским спросом, связанным с падением реальных располагаемых денежных доходов населения. На недостаток спроса как главную проблему своего бизнеса указало большинство (53%) опрошенных. 35% отметили сокращение объемов продаж, 40% — товарооборота в целом.
Рынку не удалось сохранить наметившуюся в 2015 году тенденцию сдерживания роста цен. В 2016 году возможность предпринимателей регулировать их "в ручном режиме", похоже, себя исчерпала. В 1-м квартале о повышении цен реализации сообщили 55% руководителей торговых организаций, об аналогичных планах на 2-й квартал – 50%. Впервые с 2009 года зарегистрирован резкий инфляционный скачок в непродовольственном сегменте: 55% респондентов в 1-м квартале 2016 года против 44% в 4-м квартале 2015 года.
Наиболее вероятной причиной прервавшегося "антиинфляционного настроя" ритейлеров эксперты ЦКИ назвали попытку руководителей за счет ценового роста сохранить рентабельность предприятий в традиционно не самый удачный для торговли период после новогодних праздников.
Не самым удачным начало года стало и на рынке «розничного» труда. Об увольнениях в своих организациях сообщила треть руководителей. По итогам января-марта зафиксирован самый мощный всплеск сокращений персонала за всю историю наблюдения — с 1998 года — за сектором.
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
"Наблюдаемый период оказался особенно важен для анализа делового климата, прежде всего, в силу того, что наступил момент массового проявления реакции рынка и респондентов на шоковые явления последних лет, оказывавших деструктивное влияние на торговый процесс. Именно сейчас, после достижения максимальной концентрации негативной динамики по всем ключевым индикаторам торговли и достижения многолетних ретроспективных минимумов по большинству основных показателей, можно получить "незашумленные" и более объективные результаты происходящих отраслевых процессов", — отмечает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, чьи слова приводятся в сообщении.
По его мнению, перспективы принципиального улучшения состояния делового климата во втором квартале 2016 года весьма сомнительны в связи с отсутствием весомых точек роста. С большей долей вероятности можно предположить, что по итогам первого полугодия выявленные текущим обследованием экономические тенденции останутся доминирующими отраслевыми характеристиками, считает Г. Остапкович.
Данные мониторинга НИУ ВШЭ базируются на результатах ежеквартального опроса четырех тысяч руководителей торговых организаций, проводимых Росстатом в 82 регионах.