В 2003 году еще никто не спорил через «е» или «и» пишется слово «ритейлер». Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно было нанять специального человека. А регистрация домена RETAILER.ru началась с посещения многолюдного и неудобного отделения Сбербанк, где мы оплатили услугу и с квитанций помчались в офис одного питерского провайдера. Изучив листок, менеджер уселся за компьютер, вскинул руки вверх как пианист и проговорил: «Диктуйте!». Так 11.02.2003 на наших глазах был зарегистрирован RETAILER.ru.

До открытия сайта Сообщества профессионалов розничной торговли еще было 4 месяца. На лэндинге, как бы это назвали сейчас, мы написали призыв к ритейлерам и поставщикам решений для ритейла регистрироваться под реальными именами путем скачивания анкеты в формате Word и отправки ее на специальный почтовый ящик. И хотя анкета была длинновата, а способ ее заполнения по нынешним временам диковат, к старту сайта мы собрали пару сотен личных и рабочих данных реальных людей из отрасли. Кто не знает или не помнит, тогда в интернете было принято существовать под никами.

Первая дерзость RETAILER.ru — размещение рекламы в рассылках уже тогда несколько лет работающего проекта 1С RETAIL.ru. Разместить рекламу в рассылках уже раскрученного отраслевого сайта можно было через одну рекламную сеть. Мы оплатили размещение на несколько месяцев вперед и, кажется, никто с этим ничего не мог сделать, пока не закончился срок рекламной кампании. К сожалению для нас, других отраслевых площадок тогда еще не существовало.

Зарабатывать деньги оказалось внезапно просто. Мы немного разбирались в теме корпоративных информационных систем для ритейла и решили написать аналитический обзор «Автоматизация розничного бизнеса 2004» — такой гибрид Gartner и РБК. Проект поддержала великая газета «Ведомости». Они хотели продавать в сетевых магазинах очень красивые картонные коробочки, через которые каким-то образом можно было оформить подписку. Даже для тех жирных лет, эта идея была безнадежной, так как ритейлеры уже знали цену квадратных сантиметров своих полок. Но разубеждать менеджмент уважаемых партнеров нам было не выгодно. Мы взяли на себя обязательства помочь реализовать их идею, а «Ведомости» стали информационным партнером нашего первого обзора. Некоторые рекламодатели не знали нас, а мы не знали их. Это не мешало пересылать им на наш счет тысячи евро. Да, прайс на рекламу тогда был либо в долларах, либо в евро, в b2b тогда так было принято. 

В 2015 году один из моих любимых людей из отрасли Петр Офицеров рассказывал про RETAILER.ru нулевых, как о сайте, оказаться на страницах которого было большой честью. Мы же тогда про это ничего не знали и запускали тематические обзоры один за другим. Контент был востребован, менеджеры розничных компаний распечатывали наши статьи, читали в самолетах, поездах. Айфонов, планшетов и фейсбуков* еще ж не было. 

Дальше бизнес RETAILER ежегодно удваивался и утраивался. В 2005 году вышел из печати первый номер журнала «RETAILER magazine. Владельцам и топ-менеджерам» с портретом Сэма Уолтона на обложке и главной темой «Смотрины для Walmart». Гадания, когда и как ритейлер №1 придет в Россию — любимая тема отраслевых курилок (курить тогда можно было в любых заведениях общепита). Талантливая команда Rm взяла на себя смелость проанализировать, кого из российских сетей мог купить WalMart в то время. К номеру прилагался постер карта России с аналитикой на основе данных ACNielsen и настольный календарь с портретами Сэма Уолтона и Ингвара Кампрада. Фишечки работали. Карту показали в популярном фильме «День выборов» — видимо, съемки шли в реальном офисе какой-то компании. Календари с портретами стояли на столах топ-менеджеров ритейла, наверное, на удачу. Формат издания намекал на то, что издатели и авторы журнала интересные люди.

В 2007 году мы начали организовывать собственные и партнерские мероприятия в разных форматах и даже разных странах, открыв для себя новые рекламные бюджеты. Бизнес RETAILER.ru приближался к обороту в $1млн долларов. В 2008 году по рекомендации Алексея Филатова b2bcg RETAILER.ru стал первым СМИ-партнером из России World Retail Congress. Из Барселоны мы привезли много контактов со всего мира и опыт отраслевых медиа других стран.

В июле 2008 года RETAILER.ru пышно отметил свое пятилетие в родном Санкт-Петербурге. На белые ночи собрались ритейлеры со всей страны. В ту ночь на стрелке Васильевского острова лазерные лучи вырезали логотип RETAILER.ru в струях поющих фонтанов Невы. А в августе 2008 года запахло дефицитом бюджета. В октябре дошло, что надо срочно закрывать московский офис. К ноябрю мы сократили все лишние расходы и закончили год со скромными +12% вместо прогнозируемого удвоения. Так мы поняли смысл термина «финансовый кризис». Это когда твои ожидания уж очень сильно не совпадают с реальностью.

Горевали, но не долго. В кризис предприниматели чаще нуждаются в общении друг с другом, это форма психологической поддержки. Этим мы и пользовались, без остановки организовывая в разных городах круглые столы для обмена мнениями, куда приглашали исключительно первых лиц розничных компаний. А в сложном 2009 году взяли на себя обязательства проводить большую конференцию каждый квартал. И сделали это. То есть, заработали денег. 

Каждая из этих конференций в той или иной степени оказывала влияние на рынок, но, пожалуй, самым резонансным событием стал «Retailer congress. Второй сезон» в Нахабино. Выяснилось это спустя месяц. В июле — сезоне самой низкой деловой активности — внезапно «упал» сервер RETAILER.ru. Перезапуски не помогали, нагрузка под 100%. Источником трафика оказался ЖЖ (можно сказать фейсбук* того времени) главного редактора ФОРБС, который выложил размещенное на нашем сервере видео с выступлением Дмитрия Потапенко с того самого конгресса. Это видео можно посмотреть и сейчас, оно было выложено на Youtube 2 декабря 2015 года, чтобы не потерялось. 

Впрочем, я что-то заболтался, пора знать честь. Впереди еще будут Retail’s big show в Нью Йорке, чемпионаты по футболу «RETAILER Cup. Забивай голы партнерам и конкурентам», RETAILER RUSSIA ТОП-200, Центры переговоров по торговой недвижимости… Много, много всего интересного и прибыльного. Если меня вернуть в 2003 год, я бы снова выбрал RETAILER. 

А что дальше?

В 2003 году интернет был по сути только в офисах, телефоны кнопочные. Не было фейсбуков*. За 20 лет в плане информатизации наша жизнь изменилась кардинально. Поэтому и RETAILER всегда должен был меняться. Или не должен был, но мы всегда хотели быть на первой линии «прогресса». Мы дружили с соцсетями, айпадами и айфонами, электронными картами и всякими другими такими штучками, которые валились на наши головы как снег зимой в Новосибирске. Мы хотели сделать так, чтобы каждый заинтересованный мог выбрать удобный ему канал получения информации. Наш слоган «Если это можно узнать, это можно узнать в RETAILER» подчеркивал глубину контента: от новостей до авторских диаграмм конкуренции сетевых ритейлеров и обзоров каких-нибудь WMS-систем.

К сожалению, примерно к 2018 году Россия стала скучной страной. Я про нашу отрасль, про потребительский рынок. Консолидация, отсутствие драйверов для роста потребления, серый Вайлдбериз — строить отраслевой независимый медиа-холдинг в такой среде нет экономического смысла. Смысл может появиться, если строить медиа в экосистеме крупного участника рынка. Но подходящих нам компаний в России единицы. Да и всерьез мы этим совсем не занимаемся. 

А RETAILER сегодня и последние несколько лет фокусируется на таком показателе, как прибыль. Ему это удается, и это прекрасно.

Шоу должно продолжаться.

Даниил Сомов

* – признана в России экстремистской организацией.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.