В феврале 2023 года издательскому дому Retailer исполнилось 20 лет. В честь этой даты мы поговорили с экс-главредом портала RETAILER.ru Ириной Шехалай о том, как строилась работа на рубеже 00-х и 10-х годов, что из себя представляли рынки ритейла, медиа и бизнес-мероприятий и как всё изменилось за прошедшее десятилетие.

Ирина Шехалай родилась в Томске, закончила томский журфак и после работы в родном городе переехала в Санкт-Петербург. С 2007 года работала в ИД Retailer журналистом, в 2011-м стала главным редактором издательского дома. В 2013 году вместе с журналистом ИД Retailer Дашей Гилёвой основала компанию Redis Crew, в которой занимается организацией закрытых бизнес-встреч.

Как всё началось

— Для меня работа в ИД Retailer оказалась связана со сменой как города — я тогда переехала в Петербург из Томска — так и и специфики профессии: до того момента я работала в новостях и не имела опыта в деловой журналистике. Когда я пришла в Retailer во второй половине 2000-х, портал занимался сбором чужих новостей на ленту, своих эксклюзивов практически не было. Главным редактором всего издательского дома тогда была Дина Вишня, портал возглавляла Алла Малова. Именно Дина поменяла фокус издания на эксклюзивные материалы и первенство в подаче информации, и проект начал превращаться в полноценный издательский дом с кучей направлений: в него входили и портал, и печатный журнал Retailer Magazine, книжки, мероприятия.

Скажу честно: было непросто. Про ритейл я знала только названия магазинов — приходилось с нуля знакомиться с людьми, разбираться в отрасли. И меня удивило, насколько люди — менеджмент, пресс-службы компаний — оказались открытыми к общению. Именно тогда я поняла, что ритейлеры — очень интересные личности, которые всегда настроены поговорить, обменяться какой-то информацией.

Чтобы выпускать эксклюзивы, нужно было выстраивать доверительные отношения с рынком — и это была, конечно, огромная работа. Помню, как мы бились, чтобы узнать о чём-то и выпустить новость раньше конкурентов — «Коммерсанта», «Ведомостей», РБК. В этих изданиях работали свои звёзды-журналисты, и у нас было целое соревнование между отраслевыми СМИ, в число которых входили мы, и крупными общеделовыми. Конечно, соревнование было дружеским: все друг друга знали, вместе ездили в пресс-туры — в общем, было такое интересное время.

Как всё росло

— Следующие годы, примерно 2010–2012, были годами очень бурного роста отрасли. Мы развивали много проектов: например, бумажный журнал стал значимым явлением для ритейлеров — интервью в Retailer Magazine для них было чем-то действительно важным. На портале мы стали выпускать много спецпроектов в формате кейсов, и для этого приходилось очень глубоко погружаться в розничный бизнес.

Помню первую отраслевую конференцию, на которую я приехала в роли журналиста: я слышала все эти термины — like for like, EBITDA, мерчендайзинг — и думала: «Господи, неужели когда-то я запомню все эти названия!». На рынке тогда царило воодушевление, экономика росла, компании каждый год прирастали большим количеством магазинов, двузначные показатели LFL были нормой. Постоянно появлялись новые лица в топ-менеджменте сетей.

Для меня было большим открытием, что люди, которые занимали очень серьёзные должности в крупнейших компаниях или владели этими компаниями, были очень открытыми и разговаривали с нами как обычные люди.

В моей предыдущей сфере — новостной журналистике — приходилось общаться с политиками, главами госкомпаний и бизнеса других отраслей, да ещё и на уровне региона, и снобизма у них было заметно больше.

ИД Retailer в то время проводил много мероприятий. В кризис 2008-го из-за того, что договоры у большинства ритейлеров были в валюте, компании просто не знали, что делать при таких колебаниях курса. Тогда у нас родилась классная идея. Мы начали каждый квартал проводить отраслевые встречи, чтобы почувствовать пульс рынка: быстро обменяться новостями, ощутить, куда всё движется и, может быть, как-то это движение скорректировать. Встречи стали очень востребованы, и благодаря им удалось сформировать ещё больше доверительных связей с ритейлерами, что вылилось в большое число эксклюзивных материалов.

Отдельно хочу рассказать про нашу команду. Даниил [Сомов] и Алексей [Целых] тогда активно принимали участие в операционном управлении компанией, у нас была небольшая команда, и как они отбирали в неё людей — это просто какая-то магия. Я до сих пор общаюсь с большинством из тех, кто тогда работал в ИД Retailer. Не секрет, что в 2013-м мы создали проект Redis Crew с Дашей Гилёвой, которая была редактором сайта Retailer.ru, и у нас потом работали люди, с которыми мы познакомились именно в издательском доме. Вообще, с большинством из тех, с кем мне довелось поработать в ИД Retailer, я бы с удовольствием работала и дальше.

Команда действительно относилась к делу как к своему: это было наше детище, мы за него болели и хотели, чтобы издательский дом был значимым игроком на рынке. Мы очень переживали, когда эксклюзив отдавали не нам, близко к сердцу воспринимали отказы спикеров от выступлений на мероприятиях. Именно благодаря тому, что каждый относился к работе как к делу своей жизни, и выходил такой классный продукт. Я горжусь тем, что мы создавали, когда я там работала: было много ярких, классных проектов. Например, серия изданий «В карикатурах и кейсах» — не знаю, делал ли кто-то вообще что-то подобное; наши бизнес-мероприятия; журнал со своим особым юмором. Портал тоже сильно вырос: помню, как он на глазах превратился из ленты переписанных новостей в действительно влиятельное издание. Это было интересное и захватывающее время.

Как появился Redis Crew

— Мы с Дашей Гилёвой как-то съездили в Нью-Йорк на выставку и за суперкороткий срок организовали там встречу для российских бизнесменов, которые туда поехали — вышло довольно значимое мероприятие. И мы ходили, общались, думали — «Боже, какой мир огромный, сколько в нём ещё интересного!».

Вернулись в Петербург с желанием делать больше офлайн-мероприятий, бизнес-встреч, но пока ещё не понимали, что конкретно это будет. Было ощущение, что людям из нашей сферы не хватает общения глаза в глаза. В итоге мы ушли из Retailer и где-то месяц встречались с людьми и пытались понять, что им нужно и что будет востребовано. В конце концов стал выкристаллизовываться формат клуба бизнес-встреч, который стал основной для нашей деятельности. И именно понимание того, что нужно выстраивать коммуникацию между бизнесом, что люди ждут офлайн общение, пришло, безусловно, во время работы в ИД Retailer.

Как изменилась отрасль

— Реальный рупор для трансляции информации во времена моей работы на Retailer был один: полноценные СМИ. Фейсбук* тогда только набирал силу — именно в то время мы начали выстраивать там личное общение со спикерами. Раньше для этого было всего два пути: или звонишь, или общаешься на какой-то конференции. Но в какой-то момент мы вдруг поняли, что инфоповодом теперь может стать пост в ФБ*.

Сейчас, конечно, каждый сам себе СМИ и может собрать собственную крупную аудиторию в соцсетях или мессенджерах. Скорость работы очень возросла: в начале 2010-х мы конкурировали даже не с сайтами — с газетами, думали, «вот сейчас мы поставим эксклюзив, который утром должен появиться в газете, и выиграем». Сейчас же нет вообще никакого запаса времени, СМИ конкурируют с телеграм-каналами, которые выпускают новости моментально. Причём мы всегда придерживались принципов деловой журналистики «Ведомостей», где раньше работала предыдущий главред Дина Вишня: проверяли информацию в нескольких источниках, брали комментарии с обеих сторон, подкрепляли цифрами и комментарием экспертов рынка. Просто слухи мы ставить не могли.

А теперь информацию многие просто не проверяют — в том числе потому, что в соцсетях и мессенджерах, если ты не СМИ, очень легко вбросить новость и не быть за неё ответственным.

В этом, пожалуй, главное отличие от того, что было 10–15 лет назад.

Если говорить про организацию мероприятий, то я вспоминаю, как, когда мы начинали, все вокруг говорили: «Да вы что, бизнесмены не будут делиться никакой информацией друг с другом, все эти выступления на мероприятиях — только пиар, ни грамма правды». А сейчас я вижу, как поменялась риторика: люди говорят, что нужно общаться, обмениваться информацией — ещё десять лет назад было совсем по-другому. Причём найти человека, который реально бы рассказал со сцены какую-то внутреннюю вещь вместо пиара компании, было сложно — но мы это делали.

А вообще — я, конечно, всегда с большой ностальгией вспоминаю времена моей работы в ИД Retailer. Эта работа дала мне очень многое, в том числе умение общаться с топ-менеджментом крупных розничных компаний и хорошие знакомства в этой сфере.

* – признана в России экстремистской организацией.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент