Объем российского рынка fashion по итогам 2011 г. превысил $50 млрд. По данным рейтинга INFOLine&Retailer TOP-100, подготовленного агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, темпы роста составили 28,7%, что стало рекордом за последние семь лет.
В основе такой динамики — инфляционные процессы и увеличение доли затрат на одежду в структуре бюджета потребителя. По данным исследования, россияне тратят на одежду в несколько раз больше, чем жители городов-миллионников стран Европы при сопоставимом уровне доходов. Также росту рынка fashion в 2011 г. способствовала интернет-торговля.
Всего в сотню крупнейших розничных сетей по итогам 2011 г. вошли 11 fashion-ритейлеров, тогда как в 2010 г. — только девять компаний. Рынок fashion по-прежнему отличается сравнительно низким уровнем консолидации и значительной долей неорганизованной торговли (чуть более 40%; в 2008 г. — порядка 60%).
Однако международные ритейлеры и поставщики все чаще приходят к выводу: развиваться на нашем рынке эффективнее самостоятельно, а не через дистрибьютора. В 2009–2011 гг. такую тактику выбрали H&M, GAP, Coast, Uniqlo, Uterque и многие другие. Кроме того, для российского рынка международные операторы готовы использовать особые подходы: так, в течение последних пяти лет Adidas практически полностью отказался от оптовых продаж в России и сегодня через собственную розницу реализует более 90% продукции.
В 2011 г. Китай продолжил увеличивать долю в объемах поставок российских фэшн-ритейлеров: сейчас на китайский импорт приходится до 60% продукции сетей. Достаточно высокой остается доля контрафакта (40%), особенно в нижнем (теневой импорт из стран Азии) и среднем (контрафактная брендовая продукция) ценовых сегментах. Отечественное производство продолжает деградировать.
По словам Ильи Ярошенко, генерального директора ГК Baon-Desam, основными драйверами роста для данной компании в 2011 г. стали открытия собственных и франчайзнговых объектов. Благодаря этом продажи компании увеличились на 35% по отношению к 2010 г. «Изменение покупательских настроений мы также ощутили. В целом по году LFL-продажи выросли на 12%. Особенно много люди покупали в осенний сезон», — сообщил топ-менеджер. В рамках общего тренда Baon-Desam запустил интернет-продажи в мае 2011 г. «Сейчас оборот нашего интернет-магазина превышает оборот самой лучшей оффлайновой точки. В перспективе мы рассчитываем, что на этот канал может приходиться до 5% всей выручки», — отметил Илья Ярошенко.
Компания «Модный континент» (сеть Incity) увеличила оборот в 2011 г. на 43%. «Этому способствовало активное развитие сети. Сокращение числа открытых рынков также позитивно повлияло на бизнес таких компаний, как Incity», — подчеркнул Сергей Куценко, финансовый директор ОАО «Модный Континент»
Что касается импорта, Baon-Desam и Incity напротив, наблюдают смещение производства из Китая в другие страны. «Большая часть нашего производства по-прежнему расположена в Китае. Но мы видим, что мировые бренды переносят производство в другие страны юго-восточной Азии, и следуем этому тренду – работаем в Индии, Бангладеше и рассматриваем другие рынки», — сказал Сергей Куценко. Baon-Desam сокращает объем заказа в Китае, и наращивает во Вьетнаме, так как там шьют более качественно, заключил Илья Ярошенко.
Подробная аналитика и прогнозы развития рынка fashion 2012 г. будет представлена в ходе INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY, который состоится 6 июня 2012 г. в Москве в Lotte Hotel.