Пока федеральные ритейлеры увеличивают долю рынка, местным игрокам приходится искать нишу, чтобы остаться на плаву. Собственники трех торговых сетей рассказали DK.RU, как это происходит.
Специалисты Росстата, опросившие торговые сети по всей стране, пришли к выводу: в I полугодии 2016 г. российскому ритейлу стало еще хуже. Главной причиной 48% респондентов назвали падающий спрос. В Свердловской области реальные доходы населения за первые шесть месяцев (в сравнении с таким же периодом 2015 г.) уменьшились на 7%. По официальным данным, за тот же период оборот розничной торговли в регионе снизился на 6,3%. В мае-июне продолжались и крупнейшие с 1998 г. сокращения работников торговых сетей, пик которых пришелся на I квартал.
Видимым результатом кризиса стала переход торговой недвижимости из рук в руки: либо — к федеральным структурам, либо — к более успешным местным. В марте собственник "А-Продукта" заявил, что оставляет в Екатеринбурге один работающий магазин, а остальные закрывает (годом раньше он продал 10 точек сети "Кировский"). Примерно тогда же четыре алкомаркета "Магнум" сменили владельца. В июле сеть "Звездный" передала 13 магазинов в аренду X5 Retail Group, а сеть "Пикник" выставила четыре точки на продажу. Сеть алкомаркетов "Семь пятниц" взял в управление новый оператор (отношения собственности пока не урегулированы).
Специалисты центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, выводившие индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в рознице, уверяют: в целом по стране 67% руководителей сетей сообщили, что с начала года ситуация не улучшилась. В числе оптимистов, которых набралось 12%, респонденты DK.RU — Роман Заболотнов ("Монетка"), Александр Оглоблин ("Елисей") и Николай Лантух ("Звездный").
По мнению Романа Заболотнова, в ближайшие годы формула "Дифференцируйся или умирай!" станет лозунгом региональных сетей. Того, кто не спрячется в нишу, достанут длинные руки федеральных ритейлеров.
— "Доля федеральных игроков в регионах сегодня невелика, — поясняет г-н Заболотнов. — По статистике, четверка крупнейших ритейлеров России контролирует 15% рынка, тогда как в Германии — 85%, и в большинстве европейских стран картина похожая. Такой же итог будет и в России. Может, 85% не наберется, но 50% — цифра вполне реалистичная. Судя по темпам роста "Магнита", Х5 и "Ленты", ждать осталось недолго. "Лента", пожалуй, не такая агрессивная, а лидеры рынка открывают по 1200 магазинов в год. Если они не сбавят темпа, через 4-5 лет в Екатеринбурге будут доминировать федеральные ритейлеры".
— Что станет с небольшими региональными сетями?
— В Екатеринбурге есть уникальная сеть "Супермаркет "Кировский", которая неплохо себя чувствует (отчасти потому, что доля федеральных игроков еще невелика). Ее пример показывает, как делать бизнес. Первая заповедь — отсутствие долгов, ибо региональные сети напрягает закредитованность. Второе — нужна своя ниша, потому что тягаться с федеральными сетями малоперспективно. Ниша — это, например, сеть бутиков или монопродуктовых магазинов.
— А какая ниша у "Кировского"?
— Ниша "Кировского" — хорошие локации. Собственники всегда стремились покупать магазины в стратегических местах. И сейчас, когда местные ритейлеры уходят с рынка и продают недвижимость, компания выбирает точки с высоким трафиком. В этом, наверное, секрет успеха "Кировского".
— "Монетка" работает в конкурентном формате дискаунтера. Рядом — точки "Магнита", "Пятерочки", "Верного", где цены сопоставимы. И сами магазины не сильно отличаются друг от друга. Как вы отстраиваетесь от конкурентов?
— Ключевые факторы для любого ритейла — логистика, уровень сервиса, ассортимент и удобная локация. От них никуда не денешься. Мы об этом помним.
— "Монетка" открывает магазины по всему УрФО. В каких регионах торговля более успешна?
— С деньгами на Севере лучше, чем в Челябинской области, например. По этой причине в небольших городках, где пять тысяч жителей, может работать 5-8 точек федеральных сетей. И какой бы высокой ни была покупательная способность, больше нормы люди есть не станут. В частности, поэтому мы уже открываем магазины в Заполярье. И они успешно работают.
— Вы уходите на Север?
— Сеть наращивает присутствие во всех регионах, где у нас работают магазины. В том числе, в ХМАО-Югре и ЯНАО. Расширяемся, чтобы набрать критическую массу с точки зрения доли рынка и логистики. Мы называем это — бетонировать территорию.
— В ХМАО трудности с логистикой — дороги проложены не везде. Вам это не мешает?
— Дороги — еще полбеды. В ХМАО "Монетке" нужен распределительный центр, но строительство не начинается, потому что мы не находим общего языка с властью. У регионального руководства в приоритете нефтяная отрасль. Зачем нужны распределительные центры, ему не очень понятно. Остается ждать.
— Они вам отказывают?
— Не только нам, но и "Магниту", и "Леруа Мерлен". Сейчас власти не поощряют развитие логистики. Возможно, со временем отношение изменится, но пока все непросто.
— Глава уральского Сбербанка посетовал, что кредитный портфель корпоративных клиентов в УрФО в 2016 г. похудел на 6 млрд руб. Как спад повлиял на планы "Монетки"?
— Мы, безусловно, стали меньше инвестировать — спад в отрасли не позволяет развиваться так же быстро, как раньше. "Монетка" сильно сократила инвестиционные бюджеты — вкладываемся только в самое необходимое. И речь идет уже о коротких деньгах — от года до трех лет под 10,8-11,8% (как корпоративному клиенту). Сейчас во всех регионах работает 835 дискаунтеров "Монетка", а к концу года планируем довести их число до 900 с лишним. Если бы не кризис, мы бы развивались быстрее.