По информации «bc», собственники сети специализированных алкогольных магазинов «Черный доктор» решили заняться магазинами формата «у дома». Как пояснил «bc» директор ООО «Черный доктор» Анатолий Шевченко, компания начнет развивать сеть магазинов под брендом «Радуга» площадью примерно 200 кв. м. Концепция супермаркетов предполагает совмещение в них двух отделов — в одном разместится алкогольный магазин «Черный доктор», второй отдел будет отдан под продуктовую часть. «В городе недостаточно магазинов у дома, предлагающих хороший ассортимент продуктов», — прокомментировал планы компании г-н Шевченко. Первый магазин сети «Радуга» откроется в первом квартале 2012 года в микрорайоне Пролетарский. В случае, если формат окажется удачным, компания намерена открывать подобные магазины в каждом районе. При этом расширение сети «Черный доктор» независимо от «Радуги» также продолжится. В планах собственников открыть в следующем году порядка 7—8 магазинов «Черный доктор», два из них — в центре Перми. По оценкам Владимира Шевченко, открытие одного магазина сети «ЧД» обходится компании в сумму порядка 2 млн рублей. Необходимые инвестиции в открытие магазинов «Радуга» собственники пока не называют.
По оценкам аналитиков, выбранный микрорайон для стартапа «Радуги» выбран удачно, поскольку на Пролетарке наблюдается ощутимый дефицит качественных продуктовых сетей. Правда, рассуждая о перспективах развития сети в дальнейшем, эксперты «bc» отметили, что ритейлеры рискуют столкнуться с нехваткой в городе подходящих под требования компании помещений, и в первую очередь в центральных районах.
По словам генерального директора LEGE ARTIS Антона Толмачева (компания разрабатывала маркетинговую концепцию магазинов продуктовой сети «Захоти»), на сегодня все существующие локальные магазины будут делиться на две категории: те, где с 1 июля 2012 года можно будет продавать пиво и алкогольные напитки, и те, где — нельзя. «В требованиях по лицензированию точек по продаже алкоголя предусмотрено условие, что площадь их торгового зала должна быть не менее 50 кв. м. Сегодня магазины формата «у дома» в Перми располагаются, в основном в небольших помещениях, чаще переделанных из квартир, расположенных на первых этажах домов. Площадь таких объектов в среднем 44 кв. м. Учитывая выбранный формат развития — 200 кв. м, компании будет сложно найти подходящие помещения», — отмечает г-н Толмачев. Впрочем, по мнению Антона Толмачева, сегодня в стрит-ритейле будут востребованы мономагазины, специализирующиеся на продаже только мясной или кондитерской, хлебной или другой продукции. «Это так называемый болгарско-итальянский тип магазинов, где собственник является директором и продавцом, в этих магазинах самые свежие товары». Для сети «Захоти» было выбрано «безалкогольное» наполнение с акцентом на качественные товары и приятную обстановку, учитывая не снижающиеся темпы развития сети (сегодня их порядка 24) формат оказался востребованным», — отмечает Толмачев.
Однако среди собеседников «bc» нашлись и те эксперты, которые позитивно оценивают стремление «Черного доктора» совместить в «Радуге» и продуктовое, и алкогольное направление. Они отмечают, что многим «локальным» магазинам «у дома», не специализирующимся на продаже алкоголя в связи с ужесточившимся порядком лицензирования, придется свернуть продажу горячительных напитков. В итоге магазины «Радуга» с концепцией два в одном смогут привлечь дополнительных клиентов.
К тому же, по мнению директора сети «НормаН» (специализируется на продаже алкоголя и продуктов) Вадима Юсупова, супермаркеты, продающие алкоголь наряду с продуктами питания и без сторонних благоприятных факторов, всегда обеспечивают дополнительный клиентский трафик по сравнению с магазинами, где эта категория продукции отсутствует.
Правда дефицит требующихся для «Радуги» помещений, по словам специалистов в сфере недвижимости, потребует от инициаторов этого проекта высокой оперативности в принятии решений. «Спрос на подобный формат помещений очень высок, я не могу сказать, что за ними выстраивается очередь, но их ожидают и внимательно следят за рынком. Поэтому компания, которая заявляется на подобный формат, должна быть очень мобильна при выборе подходящих площадей, — резюмировал коммерческий директор АН «Респект» Алексей Ананьев.