Компания «Центробувь» в настоящее время активно реализует пилотный проект по внедрению технологии идентификации RFID. Об уже накопленном опыте, а также о том, какие задачи бизнес стремится решить с помощью этого инструмента, какие изменения в информационной поддержке бизнеса и в самих бизнес-процессах предполагается осуществить, мы беседуем с ИТ-директором «Центробуви» Станиславом Сахаром и его заместителем Дмитрием Моряковым.

Intelligent Enterprise: Прежде всего хотелось бы спросить, кто со стороны бизнеса в вашей компании явился основным заказчиком работ по внедрению RFID и кого в принципе можно считать заинтересованными сторонами, или, как теперь говорят, стейкхолдерами подобных проектов.

Станислав Сахар: Для начала постараюсь дать своего рода определение RFID с точки зрения его потенциального значения для бизнеса. Эта технология позволяет наладить предельно оперативный, детальный, очень эффективно и технологично осуществляемый учет любых материальных ценностей, состоящих из некоторых дискретных единиц. Не менее, а может, и более важно то, что с её помощью можно получить столь же детальное представление о товарных потоках практически в любом разрезе в режиме реального времени. Причем не имеет значения, говорим ли мы о гигантских потоках между консолидационными складами различных мировых регионов или о перемещении единицы товара из одной коробки в другую в розничном магазине. Использование RFID-меток эффективно и в том и в другом случае. При этом RFID-код уникален не для SKU, а для каждой конкретной единицы товара и привязан именно к ней, а не к упаковке. Когда мы рассуждаем, кому и почему выгодно внедрение RFID, из всего этого, я считаю, и следует исходить.

В нашей ситуации инициатором и идейным вдохновителем проекта явилось подразделение розницы, ожидания которого были в основном сконцентрированы на улучшении качества товарного учета, на возможности быстро произвести инвентаризацию товара вплоть до конкретного экземпляра. Важным представлялось также отслеживание всего движения товара от производителя в магазин, что позволяет понять, на каком этапе могла иметь место его порча или из-за чего он задержался.

Таким образом, розничное подразделение в основном преследовало цель максимально автоматизировать операции движения товара и уменьшить влияние человеческого фактора на всех участках, сократив соответственно количество ошибок.

Если брать сферу продажи самых разных товаров розничному потребителю (а эта область, наверное, является основным, хотя и не единственным потребителем RFID), то данная технология может и должна применяться по всей цепи движения товара, начиная от независимого производителя, находящегося совсем в другой стране, логистического оператора и заканчивая розничной сетью. Это к вопросу о потенциальных стейкхолдерах. Только при общей заинтересованности можно говорить об истинной эффективности внедрения (тем более учитывая, что сами RFID-метки сегодня не дешевы). Предшествующие «точечные» фазы внедрений можно скорее считать «пилотами», в ходе которых отрабатываются нюансы, характерные для отдельных участков товародвижения.

Именно ситуация сквозной RFID-автоматизации начинает сейчас складываться и в нашем бизнесе, когда мы говорим о производстве обуви на предприятиях в Китае, о доставке ее на большие консолидационные склады в этой стране, далее о перемещении товара на распределительные центры в России и, наконец, о продаже обуви конечному потребителю.

Насколько эффективным может считаться применение RFID-технологии в розничном бизнесе, где идёт торговля разными товарами, нацеленными на различные покупательские сегменты? Ведь и бизнес-процессы, и управленческие приоритеты здесь могут очень сильно различаться.

Станислав Сахар: Да­вайте начнем с приоритетов компании «Центробувь», тем более что в отношении RFID особенности нашей работы очень наглядно демонстрируют, зачем все это бывает необходимо на практике. Наш розничный бизнес относится к категории дискаунтеров, а это значит, что мы стараемся держать для покупателей невысокие цены и в борьбе за прибыль в основном ориентируемся на высокий товарооборот. Высокий товарооборот в свою очередь означает необходимость предельно оперативного управления интенсивными материальными потоками и в масштабах розничной сети в целом, и на уровне отдельных магазинов. Формат дискаунтера и возможность держать невысокие цены подразумевают также, что у нас в магазинах очень ограниченное число сотрудников. Во многом ставка делается на самообслуживание, из-за чего в течение рабочего дня в торговом зале накапливается хаотичность расположения товара, которая тем более заметна, чем выше поток посетителей (хотя, с другой стороны, именно к этому мы и стремимся). Эту хаотичность надо постоянно упорядочивать. Чтобы с данной задачей успешно справляться при выраженном дисбалансе между количеством работников магазина и количест­вом покупателей, необходимы эффективные технологии идентификации товара и слежения за его перемещением. Таким образом мы приходим к RFID.

Дмитрий Моряков: Особенностью обувного бизнеса является ярко выраженный фактор сезонности. Сезонная смена коллекций в условиях высокой оборачиваемости приводит к серьезным проблемам в области планирования ассортимента и логистики. За короткий промежуток времени в магазинах необходимо собрать большой объем товара, вывезти его на склад, оперативно принять, а параллельно отгрузить со складов и доставить в магазины новую коллекцию. Чрезмерное резервирование ресурсов (складских площадей, транспорта, подсобных площадей в магазинах) сделает бизнес малорентабельным, а малейший сбой при смене коллекции поставит под угрозу ее продажу. Чтобы процесс смены коллекции был эффективным, необходима максимально достоверная информация о местонахождении товара и о состоянии его обработки. И нужно это на протяжении всего жизненного цикла товара: у производителя, у логистических компаний, на консолидационных складах. И опять наши взгляды направляются в сторону RFID. В этом случае, правда, чаще уже приходится думать о том, насколько реальны перспективы развития данной технологии по всей цепочке поставок, — ведь в процесс использования RFID приходится вовлекать и партнеров.

Станислав Сахар: Вообще, столкнувшись с RFID-технологией на практике, я все больше убеждаюсь, что она может быть полезна в разных видах ритейла. Если, например, в сетях бутиков не стоит так остро проблема управления материальными потоками в силу их относительно малого объема, то в торговле продуктами для питания эта технология по целому ряду причин представляется мне очень востребованной, и только высокие цены самих RFID-меток не позволяют приступать к активному её внедрению.

Столкнулись ли вы на практике с какими-либо техническими ограничениями, препятствующими использованию RFID для той или иной группы товаров?

Дмитрий Моряков: Мы являемся специализированной сетью, торгующей прежде всего обувью, и поэтому ассортимент наших товаров не очень широк. Тем не менее некоторые ограничения просматриваются и у нас. Например, довольно трудно оказалось использовать метки для бижутерии, имеющей металлизированное покрытие.

С другой стороны, существовали же ограничения и для традиционного штрихкода — зачастую бирка с ним создавала некоторые неудобства для покупателей при оценке и выборе товаров. Большим преимуществом RFID-метки является то, что ее можно разместить внутри товара, и тогда она окажется связана непосредственно с ним, а не с его упаковкой. Это позволяет решить проблему внутритарной пересортицы, характерной для обувных магазинов самообслуживания, когда в процессе примерки покупатель может положить обувь в коробку от другой пары, из-за чего возникает путаница и в процессе продажи, и при инвентаризации.

Хотелось бы услышать о том, какие задачи уже решаются в сети «Центробувь» при помощи технологии RFID и предполагается решить в обозримой перспективе.

Станислав Сахар: Здесь хотелось бы снова в самых общих терминах напомнить о тех преимуществах, которые бизнес способен получить, используя данную технологию. Эти преимущества могут быть описаны предельно просто. Становится потенциально возможно получать в реальном времени информацию о характеристиках и местоположении любой единицы товара без необходимости физического доступа к ней. Из этого базового принципа и следует исходить, планируя автоматизацию тех или иных бизнес-задач и настраивая процессы получения и обработки исходных данных с RFID-меток.

На вопрос о применении RFID в нашем розничном бизнесе, равно как и во всей цепи поставок, мы частично уже дали ответ. А теперь скажу о конкретных бизнес-процессах.

Мы рассчитываем серьезно продвинуться в решении очень важной для розничной торговли задачи оптимальной организации процессов мерчандайзинга. Речь идет о том, чтобы непрерывно поддерживать оптимальную выкладку товаров на полках магазина, которая обеспечивала бы наибольшее стимулирование спроса. Как я уже говорил, интенсивный поток покупателей в наших магазинах и ставка на самообслуживание при выборе товара объективно может способствовать дезорганизации выкладки. Ее в свою очередь не­­­­­­­обходимо компенсировать правильной подсортировкой това­­­­ра внутри каждой торговой точки. И важно, что мы говорим не просто о перемещении дополнительных коробок с обувью с магазинного склада в торговый зал, но о расстановке определенных моделей и размеров на определенные позиции полочного пространства. Решая эту задачу, мы в значительной степени рассчитываем на так называемые активные RFID-метки, которые позволяют не только идентифицировать товар, но и с достаточной для наших задач точностью определять его месторасположение.

Другой важной задачей является использование RFID для детального учета по размерам, что в свою очередь создает предпосылки для оптимизации поразмерной подсортировки товара. Логистические операции с парными коробками как на складе, так и в магазине очень сложны и дороги, но при пополнении товарных запасов магазина необходимыми размерами без них не обойтись. Возможность одновременного считывания всех меток, которые находятся в большом транспортном коробе в процессе приемки и отгрузки, позволяет эти операции упростить и снизить их себестоимость.

Дмитрий Моряков: Если говорить о нашей сети, то RFID мы рассматриваем в том числе как технологию, во многом способную обеспечить безопасность. Традиционная EAS-метка, которая уже давно используется в ритейле для предотвращения краж, имеет существенный недостаток: после размещения ее на товаре в процессе производства и транспортировки она легко может быть повреждена, а выявить такие поврежденные метки в запакованном коробе невозможно — приходится вскрывать коробку и проверять каждую единицу товара. RFID-метки уникальны, и это позволяет различать сигнал от каждой из них. Таким образом, проводя целую коробку или паллету с товаром через считывающий тоннель, можно определить, все ли метки в этой партии работоспособны. То есть сплошной контроль работоспособности меток на каждом логистическом плече обеспечивает 100%-ную работо­способность меток при поступлении в магазин с минимальными издержками. Конечно, остается проблема, когда метки могут нейтрализовать сами покупатели или недобросовестный персонал, но несанкционированное перемещение товара из магазина или промежуточного места хранения для них сильно осложняется.

Интенсивное внедрение RFID, часто позволяющее решать новые бизнес-задачи, скорее всего влияет на требования, предъявляемые к другим традиционно используемым в розничном бизнесе информационным решениям, равно как и на ИТ-архитектуру в целом. Что вы могли бы сказать по этому поводу?

Дмитрий Моряков: Внедрение технологий RFID кардинально должно поменять архитектуру информационных систем розничных предприятий. Штриховое кодирование в своё время не потребовало таких кардинальных изменений, поскольку ввод штрихкода по сути просто заменил и убыстрил ввод с клавиатуры. При этом для его внедрения нужно было просто завести привязку штрихкодов к товарам в ERP, а POS-системы — подключить к ID-оборудованию.

При использовании RFID сама концепция автоматизации тесно связана с генерацией большого количества первичных данных любой степени детализации и с возможностью их обработки в реальном времени. Если опять-таки говорить об автоматизации крупного ритейлового бизнеса, то наиболее близко к реализации событийного управления подошли, пожалуй, системы класса Warehouse Management Systems — WMS-системы. Имен­но с их помощью можно максимально оперативно реагировать на поступление и отгрузку со склада товаров, фактически в реальном времени планируя оптимальное движение материальных потоков и заполнение зон хранения внутри склада, причем нередко на высоком уровне детализации. Хотя даже функции этих систем с нынешней их конфигурацией часто оказываются недостаточными для реализации всех возможностей, которые предоставляет RFID.

И уж тем более определенную несовместимость с RFID-технологией проявляют такие важные инструменты автоматизации ритейлового бизнеса, как POS-системы.

Если POS-систему рассматривать как систему автоматизации непосредственно торговых точек, то основная проблема состоит в том, что практически все коммерческие продукты данного класса сегодня рассчитаны на автономную работу магазина — свойст­во, которое можно было считать серьезным достоинством во времена неразвитых сетевых технологий. Использование же RFID по сути означает переход к управлению всей торговой сетью как единым пространством, в котором осуществляется продажа товаров покупателю, о скольких бы отдельных магазинах мы ни говорили.

Далее, как чисто кассовая система POS больше ориентирована на штрихкодирование, или, иными словами, на последовательный механизм считывания информации о товарных позициях, приобретаемых покупателем за один раз. В то же время одно из преимуществ RFID, как извест­но, состоит в том, что при его использовании становится возможным одновременно сканировать весь состав купленной корзины и ее суммарную стоимость.

На верхнем прикладном уровне ИТ-архитектуры при серьезном развертывании RFID-тех­нологий тоже могут иметь место заметные трансформации. Не­­ким консолидирующим звеном ИТ-поддержки в данном случае может выступать уже не традиционная ERP-система (пусть и дополненная, как правило, имеющимся в ее составе встроенным модулем логистики), а другая система, имеющая развитые функции управления материальными потоками в пределах территориально распределенной торговой сети. Поддержание же большой оперативной базы данных в рамках традиционной учетной системы оказывается просто нерентабельным. Мы в качестве консолидирующей системы планируем использовать продукт с функциональностью, которая близка к функциональности WMS-системы, но в то же время не привязана к конкретному складу, а является скорее распределенной, способной обеспечивать единую информационную поддержу операций с товарами сразу на многих наших площадках.

Станислав Сахар: Мы уже отметили тот факт, что внедрение RFID способно серьезно обострить проблему автоматизации бизнеса, если таковая строится исключительно по принципу автономной поддержки работы отдельных магазинов розничной сети. Однако этот тезис можно развить еще дальше. Гибкая ИТ-поддерж­ка функционирования розницы, способная полностью решать проблемы управления ассортиментом, сегодня может строиться только при условии информационной открытости между всеми участниками цепочки поставок (хотя, конечно, такая открытость должна быть тщательно проработана под конкретные процессы).

Это в свою очередь может потребовать пересмотра ИТ-архитектуры и на уровне базовой информационной инфраструктуры, и на уровне подходов к решению проблем информационной безопасности. Я вижу, что по такому пути информационной открытости уже явно стремятся идти и те компании, которые по тем или иным причинам продолжают использовать штрихкодирование в качестве инструмента идентификации. На это их подталкивает конкурентная среда. И таким компаниям, безусловно, легче будет переходить на RFID в будущем.

Было уже сказано, что мы рассчитываем на распределенную систему WMS в масштабах всего нашего бизнеса и в рамках известной ныне концепции «расширенного предприятия» планируем также использовать интеграционную шину данных, через которую будут соединены все информационные продукты — от систем, установленных у производителя обуви, до POS-терминала в магазине.

Кроме трансформации принципов ИТ-поддержки бизнеса и ИТ-архитектуры в связи с развертыванием технологий RFID наверняка можно говорить и об изменении самих управленческих процессов на предприятии…

Станислав Сахар: Да, действительно. Не стану даже упоминать всю цепочку поставок (все-таки это не наш бизнес), хотя и там без существенных преобразований не обойтись. Но буквально все карты бизнес-процессов наших магазинов придется пересматривать. Такие базовые для любого ритейла процессы, как приемка, продажа, переоценка, возврат, будут осуществляться на других прин­ципах, чем были при оптической идентификации. В детали сейчас, наверное, нет смысла вдаваться. Скажу только, что ключевыми здесь опять-таки являются термины «реальное время» и «событийное управление». То есть чаще могут включаться блокировки при поступлении противоречивой информации, скажем, с кассы и терминалов приемки товара. И подобные противоречия должны будут оперативно решаться. Придётся также отлаживать быстрый переход в режим «ручного» управления в тех случаях, когда RFID-метки считываются некорректно или возникают иные исключительные ситуации, что безусловно будет иметь место. Хотя основной процесс всегда должен идти в условиях практически полной автоматизации движения то­вара.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments