Исследование проводилось в рамках проекта «Лаборатория ритейла», нацеленного на изучение трендов продовольственного рынка.

В преддверии ВЭФ ЦСП «Платформа» провела исследование отношения жителей и регионального бизнеса Дальнего Востока к приходу федеральных сетей на региональный рынок продовольствия.

Исследование ЦСП «Платформа» проводилось в августе 2023 года в рамках подготовки материалов для ВЭФ и было посвящено ситуации на рынках продовольствия в регионах Дальнего Востока. Был проведен опрос 900 жителей Приморского и Хабаровского краев, а также серия экспертных интервью региональных поставщиков продуктов питания и представителей местных органов власти.

С весны 2023 года рынок продовольствия в Приморском и Хабаровском краях стал меняться.  Х5 Group первой из федеральных ритейлеров вышел на рынок этих регионов, открыв магазины сети «Пятерочка» не только в дальневосточных административных центрах, но и в малых городах. Эта тенденция может изменить ассортимент, практики потребления, отношение ритейла с аграрным сектором, ценовую политику участников рынка (сегодня цены на продовольствие на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России).

В целом приход новой сети вызывает позитивные или нейтральные реакции, хотя оценки потребителей и региональных экспертов могут отличаться. Кроме того, экспансия находится на ранней стадии, поэтому выводы носят предварительный и динамичный характер. 30% населения считают, что в их городе ситуация в сфере торговли продуктами улучшилась, 58% пока не видит изменений. Причем за пределами региональных столиц влияние возрастает (например, в Артеме 50% участников опроса положительно оценили перемены). В большей степени на новые сети ориентируются молодежь и молодые семьи – 43% в возрасте 18-24 года и 33% в возрасте 25-34 года.

Возможность предоставления скидок и проведения акций называют сильной стороной федеральной сети торговли 35% респондентов, а ценовую политику 31%, 26% оценили программу лояльности. Это подчеркивает особую социальную роль ритейла в нынешней социально-экономической ситуации.

Экспертные ожидания можно разделить на 4 категории: «оптимисты» видят плюсы в привнесении на рынок здоровой конкуренции; «алармисты» опасаются монополизации; «скептики» считают, что у сетей нет перспектив в дальнейшей экспансии из-за отсутствия выгодных свободных торговых площадей и развитости местного ритейла; «неопределившиеся» полагают, что пока невозможно оценить влияние нового игрока на рынок.

Социологи определили, что для Дальнего Востока актуальны те же, что и в других регионах, долгосрочные тренды, которые привносит приход федеральных сетей.

  • Расширение товарных потоков. С одной стороны, в регион приходят внешние производители, что может восприниматься как угроза местному бизнесу. Но в то же время они получают инфраструктуру для расширения своих поставок, что уравновешивает ситуацию.
  • Влияние на ценовую политику (особенно заметно в небольших городах и селах). Крупные сети выравнивают наиболее заметные ценовые дисбалансы, вводят в практику систему скидок и акций. В частности, это приводит к появлению группы потребителей, которые начинают охоту за более дешевыми ценами, постоянно меняя траекторию своих закупок. 
  • Запуск социальных программ по поддержке незащищенных слоев населения. Наиболее известные направления ­– «Корзина доброты» (кооперация магазина и покупателя по доставке товаров нуждающимся), фудшеринг (бесплатная доставка продуктов с истекающим сроком годности) и другие.
  • Развитие онлайн торговли (слабо развитый, по сравнению с западной частью России) сегмент на Дальнем Востоке.
  • Стандартизация магазинов — провоцирование местной торговли на изменение сервиса, ассортимента, внешнего вида магазинов за счет появления нового стандарта.

Однако в отношении крупных сетей могут возникать и опасения как у жителей, так и у участников рынка. Как правило, они связаны с рисками консолидации, страхом производителей в отношении экспансии товаров из других регионов. До недавнего времени проблемой считалось наличие на торговых полках местных брендов, однако крупные сети научились использовать фактор локального патриотизма и заметно расширили ассортимент местных товаров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент