С увлеченным человеком всегда интересно. Особенно если говоришь о целеполагании, стартапах и удаленной торговле с владельцем пяти десятков интернет-магазинов. Владелец ижевской компании "Торуда" Фарид Гарипов как никто разбирается в рынке и эффективных бизнес-процессах – об этом и многом другом он рассказал "Жажде".
– Расскажите, о чем вы мечтали в детстве? Были ли у вас задатки предпринимателя, или вы хотели стать летчиком, как все мальчишки?
– Не все мальчишки хотят быть летчиками, но я стремился именно к этому. Даже перевелся из обычной школы в лингвистический лицей в последние два года учебы, чтобы потом летать на международных рейсах пилотом пассажирского самолета. Такая была мечта. Но не получилось. Поэтому учился в техническом университете, на факультете экономики и управления предприятием.
А насчет задатков – не было таких. Да я просто об этом не задумывался.
– А когда задумались в первый раз?
– Первые мысли появились после 2-3 лет работы в коммерческой сфере. Благодаря должности менеджера по продажам я увидел, как устроен бизнес. Понял, что самое сложное – найти нишу и продукт. Принять решение – производить товары или заниматься дистрибуцией. Но сам сделать первый шаг я не решался, пока компанию, в которой я работал директором, не решили закрыть собственники. Я этот флаг подхватил и стал предпринимателем, то есть выкупил бизнес, которым руководил до этого много лет.
– Есть мнение, что предприниматель может стать успешным только в том, в чем он разбирается. Противоположная точка зрения: неважно, чем занимается бизнесмен, – он может поднять любое дело. Что вам ближе?
– Мне все-таки нравится заниматься теми делами, в которых я сам разбираюсь. А если не понимаю что-то – стараюсь разобраться.
У нас очень много направлений деятельности – и солнечные батареи, и сварочные аппараты. Я ни разу в жизни ничего не варил, не знал терминологии, но изучил и начал разбираться. И так во всем.
Конечно, есть предприниматели – их можно назвать венчурными инвесторами, – которые находят команду с идеями, дают ей деньги, и эта команда реализует проект. Мне пока так делать не хочется – хватает собственных идей.
– Вам хватает рамок одной компании, чтобы реализовать все задуманное? А то сейчас модно иметь сразу много разных бизнесов: от кофейни до фотосалонов…
– Компания у нас одна, а вот направлений много – 54. Они все очень разные, но их объединяет одно – это интернет-торговля. Разбрасываться на непрофильную деятельность не вижу смысла.
Можно строить многоквартирные дома, можно производить мебель, можно вагонами возить из Китая какой-нибудь товар и распространять его по дистрибьюторам по всей стране. Но предприниматель должен оценивать бизнес по ряду показателей. Я всегда стараюсь смотреть максимально широко. Если бы нашлось что-то более интересное, перспективное, маржинальное, чем удаленная торговля, я бы все бросил и тут же занялся именно этим. Но когда начинаешь сравнивать показатели – то все сразу встает на свои места. Я себе шоры поставил, как у лошади, – дома мы не строим, мебель не производим, ширпотреб из Китая не возим. В фокусе – удаленная торговля, в рамках которой огромный нереализованный пласт того, что можно сделать.
– Получается, что вы все время масштабируетесь? Или как-то иначе осваиваете этот пласт?
– Мы все время развиваемся, и развитие идет в трех направлениях. Первое – выход на новые рынки. Сейчас новое для нас – пространство за пределами Таможенного союза и дальнее зарубежье. Здесь мы думаем, как выйти на новый рынок с уже имеющимся продуктом.
Второе направление – выход с новым продуктом на знакомый рынок, то есть на территории Таможенного союза. Что-то новенькое предложить в качестве 55-го направления – шины для карьерных самосвалов или, к примеру, шахтные паровозы.
Третье – развитие на знакомом рынке со знакомым товаром. К примеру, вводим в "Яндексе" поисковый запрос "офисный диван" и один из 123 городов, в котором есть представительство нашей компании. В топе выдачи видим наши магазины – на втором, четвертом и пятом местах.
Это самый успешный пример – обычно у нас один интернет-магазин для одного направления. Но вот если он становится высокомаржинальным, мы делаем для него двойника – в выдаче встает не один магазин, а два. И практика показывает, что это продажи не взаимоисключающие, а взаимодополняющие.
– А ассортимент в таких двойниках дублируется?
– Ассортимент похож процентов на 90. Но товары показаны иначе, категории – разные, на главной странице – другие позиции, благодаря чему непонятно, что владелец – одна и та же компания.
В этом направлении развития, казалось бы, ничего интересного нет. Он незрелищный, но чертовски эффективный. Это как в единоборствах – есть каратэ, а есть рукопашный бой. В каратэ – удары эффектные, а в рукопашном бою – эффективные. Мы всегда склоняемся в сторону эффективных.
Недавно мы запустили интернет-магазины в США и Великобритании, которыми начали заниматься еще 2 года назад. Много времени ушло на изучение алгоритмов Google и притирку интернет-площадки под другую культуру и языковую среду. Правильно ли мы собрали семантическое ядро на иностранном языке? Правильно ли мы его разнесли? И множество других нюансов. Поэтому мы два года эту задачу отодвигали, находили более срочные и важные дела.
Но в последнее время поняли, что нам важно о себе рассказывать, а открытие магазина в Америке – это красивый ход.
Так что 49-е направление – продажу самогонных аппаратов в США и Великобритании – мы запустили буквально несколько недель назад. Проделали большую работу по англоязычному контенту, и надеюсь, выйдем в дальнейшем на рынки Канады, Австралии. Сделаем паузу, и, если все получится, впереди у нас испаноязычные страны, а это гигантский рынок…
– Сфера интернет-торговли развивается сейчас огромными темпами. Как вы оцените перспективы этого рынка? Он будет расти в России?
– В США соотношение розничных и удаленных продаж – 80/20. В Великобритании – 75/25. В России буквально 3-4 года назад было 99/1, сейчас, наверное, – 97/3. Есть гигантский задел – мы должны догнать и перегнать Америку.
На наших глазах емкость рынка онлайн-торговли будет расти. А мы внутри этого рынка захватывать новые товарные группы. Если получится – то и рынки дальнего зарубежья, "розовых мечт" у нас очень много. В ближайшем будущем я потолка не вижу.
– Вы начинали с 14 сотрудниками, а сейчас их уже 75. Почему бы не набрать 200 человек? И резко масштабироваться?
– Мы не против. Нам бы хотелось рассматривать 50 резюме в день, приглашать на собеседование 20 человек, а из этих 20 – брать троих на работу. Но к нам не приходит по 50 резюме в день, поэтому мы решили больше рассказывать про нашу компанию.
Я всегда считал, что "деньги любят тишину". Раньше мне не надо было, чтобы о нас говорили. Но пришло время открываться – рассказывать о "Торуде", чтобы людям хотелось у нас работать. Тогда у нас будет и 200, и 300 человек.
– К слову о коллективе, есть ли разница между управлением 14 или 75 сотрудниками?
– Наверное, нет. Коллектив вырос, но никаких новых сложностей не появилось. При увеличении штата очень важно не допускать жесткой иерархии. Новая идея зачахнет, проходя через череду руководителей. Когда ты продаешь идею топ-менеджменту, и они дальше продают, по цепочке, – это работает плохо. У нас иерархия – минимальная. Ко мне может подойти любой сотрудник, спросить, поговорить, моя дверь всегда открыта, и нет никакого секретарского барьера.
– Что должен делать предприниматель в своей компании?
– Безусловно, у предпринимателя есть две самые важные функции: увидеть перспективу и заразить этой перспективой команду. По сути, здесь нет непосредственно управления.
А уже потом топ-менеджмент применяет управленческие методики, проводит политику компании в жизнь, управляет коллективом. В принципе, я мог бы сам заниматься бизнес-администрированием, но меня это тяготит. Когда сильно погружаешься в управленческие процессы, меньше места в голове остается под творческие задачи и поиск идей. Поэтому в идеале должен быть баланс: надо быть хорошим бизнес-администратором, открытым для всего нового.
– А что важнее для предпринимателя – мечтать или планировать?
– Если ты планируешь, то можешь быть только руководителем. Предпринимателю надо уметь мечтать. Основная задача – сочинить мечту, увидеть цель, разглядеть возможность, перспективу и "продать" эту перспективу команде. Заниматься остальным можно, если получается первое.
– Вы чему-то учитесь? И у кого?
– Конечно, я учусь. Есть несколько человек, за которыми я посматриваю, которые для меня являются авторитетами, – это, например, Алишер Усманов, Леонид Богуславский. Много чему можно поучиться у западных предпринимателей: Тони Шей, основатель zappos.com – обувного интернет-магазина, Джек Ма, владелец "Али-экспресс".
Алишер Усманов выкупил у правообладателей "Союзмультфильма" всю коллекцию советских мультфильмов и бесплатно отдал одному из детских телеканалов. Это поступок, заслуживающий уважения. Мне бы тоже хотелось когда-нибудь сделать что-то подобное.
– Как бы вы сформулировали цель предпринимательства? И есть ли она вообще?
– Этот вопрос сродни аналогичному о смысле жизни. Мы зарабатываем деньги не просто так – они нам нужны, чтобы достигать целей. А цели бывают разными. В этом-то и подвох. У кого-то цель – прокормить свою гордыню и тщеславие: "Я владелец футбольного клуба "Челси"! Круто! У меня есть яхты и вертолеты!" А у кого-то цель – выкупить коллекцию "Союзмультфильма".
Естественно, на благотворительность не стоит направлять более 10% дохода, потому что основная масса чистой прибыли должна идти на реинвестирование, развитие. Мы решаем, как распорядиться брызгами от основного капитала: кому помочь, что поддержать.
У меня помимо работы есть хобби – и я их поддерживаю. Мне очень важно сохранять свободу, осознавать, что у меня есть гигантский ресурс, и чем бы я ни занялся, могу эту сферу очень быстро подпитать, взрастить. Конечно, пока в рамках Удмуртии. Будет больше ресурс – может быть, и в рамках России.
– Что бы вы посоветовали начинающему предпринимателю, который только планирует заняться бизнесом?
– Самое главное – это идея. Найти тот продукт или услугу, которая выстрелит. Будет идея – все пойдет, подтянется, если грамотно делать.
А чтобы делать грамотно – нужно спросить совета, посмотреть у других. К примеру, в Ижевске работает "Фабрика предпринимательства", куда я приглашен наставником. И я с удовольствием помогаю молодым предпринимателям, которые еще понятия не имеют, что такое бизнес. Это бесплатно: можно прийти на Фабрику, где все разложат по полочкам – и математику посчитать заставят, и идею сформулировать, и презентацию подготовить.
– Раз вы являетесь бизнес-наставником, то можете сказать, какие ошибки чаще всего совершают люди на старте бизнеса?
– Вначале все смотрят на бизнес в розовых очках. Есть какая-то идея, и кажется, что сейчас попрет. Но, чтобы представить себе примерный результат, надо сразу делить на два. Потому что есть постоянные расходы, аренда, зарплата сотрудников.
Бывает, что идея вообще дохлая. При плохой идее невозможно ни считать, ни продавать. Например, бизнес, основанный на дистрибуции, может быть, работал еще в конце 90-х – начале 2000-х. Но уже 10 лет не работает, и смотреть сюда вообще не надо, если вы что-то задумываете из предпринимательского. В дистрибуцию лучше не лезть – там сейчас денег нет.
Конечно, лучше производить какой-то свой уникальный продукт. И если уж заниматься продажами, то так, как это делаем мы.
– А возможно ли вообще без денег открыть бизнес?
– Возможно. Но повторюсь – нужна идея. На самом деле бизнесов, созданных без денег, много, но у них общая беда. Предположим, у вас все получилось. Но любой вчерашний школьник, имея всего лишь светлую голову и неуемное желание, может все повторить. И обязательно найдутся те, кто повторит. Вам придется придумывать что-то новое, а потом еще что-то новое. Лучше сразу задумать бизнес не очень простой для повторения или, заработав первые деньги на первоначальной идее, в дальнейшем инвестировать в более сложные для входа проекты.
– В ежедневном потоке дел вы пользуетесь какими-то инструментами, чтобы все успевать?
– Понятно, что все текущие дела – делегированы. Если поделить все дела на срочные и несрочные, важные и неважные – все, что имеет налет срочности, должно быть делегировано. Все, что не очень важно, – вообще можно не делать. Предприниматель должен заниматься делами важными, но не срочными.
А что является важным и несрочным? Как раз поиск идей для развития, мониторинг рынка. Идею присмотрел – и давай ее обкатывать. Это первое.
Второе – задачи, которые еще не стали типовыми. Вот сейчас мы решили заявить о компании в средствах массовой информации. Я понимаю, что у меня много времени уходит на общение с прессой. Если эта тенденция сохранится, у нас появится пресс-секретарь.
Это естественно, что задачи, которые возникают впервые, выполняет предприниматель. Если они становятся рутинными, то делегируются.
Что касается инструментов, у меня есть электронная записная книжка на компьютере – я все записываю туда.
Кстати, осваиваю "слепой" метод набора на компьютере. Так здорово – работать за компьютером, не глядя на клавиатуру. Это так ускоряет и упрощает жизнь!
– Не могу не спросить: насколько предпринимателю нужна семья?
– Очень нужна! Семья – это база. А предпринимательство – это надстройка. Невозможно полноценно работать, если у тебя тылы не прикрыты, дети в садик не отведены и так далее. В общем, семья – это фундамент, на котором все держится. Если его нет, то и дом развалится.
– И все-таки – что движет вами в постановке целей? Какая мотивация?
– Многие люди цели ставят с обратной причинно-следственной связью: "Я хочу то-то и то-то, поэтому я должен на это заработать. Я хочу какие-то материальные блага и думаю, как мне этого достичь". Такая постановка цели изначально ущербна – во главу угла ставится какая-то материальная хотелка, а потом к ней приматываются все идеи – как эту хотелку реализовать. И очень многие люди в этой ловушке находятся всю жизнь. Этой цели достигли – к следующей идут, ее достигли – к следующей. Но это западня, и люди так и умирают, не вырвавшись из нее.
Мне это всегда было удивительно. И сейчас меня удивляет, почему никто не объясняет начинающим предпринимателям, что прибыль не может быть конечной целью компании. Прибыль, финансовый поток – они как кровь и вода для живого организма, абсолютно необходимы, но не являются сутью жизни, ради чего все происходит. А не дай бог там обвалы какие-то, потрясения, бизнес пошатнулся – тогда это вообще катастрофа. Человеку важно ездить на крутой тачке, а ее за долги пришлось продать. И он не может ездить на троллейбусе, совсем не может – вплоть до суицида.
А если в жизни другие цели, другие мотиваторы, то никаких проблем – можно жить семьей и на 12 тысяч в месяц, без страха все потерять. И жизнь становится совсем другой.
Приходит понимание, что потреблять ты хочешь немного, а можешь позволить себе многое. Что можно чего-то захотеть и тут же это получить. Гораздо хуже, когда ты хочешь много, а у тебя – мало. Когда отпадают материальные хотелки, становится легко жить.
– А как прийти к этим изменениям? Чтобы возможности превышали желания, чтобы исчез страх все потерять?
– Надо выращивать собственные ресурсы – совершенно в разных сферах. Люди – друзья, коллеги – это мощнейший ресурс. Знания – мощнейший ресурс. Семья – это вообще святое!
А если прокачивать только материальный ресурс, то всегда будет мало. Одни базовые потребности закроются, но появятся другие – псевдобазовые. Потом вторые, третьи…
Хорошо, когда базовые потребности закрыты. Я всегда говорил: мне есть где жить и есть на чем ездить. Будучи студентом, жил с родителями и ездил на троллейбусе. Мне было где жить, было на чем ездить и что есть. Я был счастливым человеком. Потом снял квартиру – мне было где жить, было на чем ездить, было что есть – я снова был счастливым человеком. Я до сих пор счастливый человек – понимаете? Мне есть где жить, езжу я на работу на велосипеде, мне есть чем питаться. Что еще надо? Все остальное – от лукавого.
Для того чтобы считать себя успешным человеком, мне не нужны атрибуты богатой жизни. Но сказать, что это секрет успеха – значит соврать. Потому что есть много успешных предпринимателей, которые так не считают. Сколько людей – столько мнений.
Наше досье
Фарид Гарипов, 39 лет, Ижевск
Основатель и генеральный директор группы компаний "Торуда":
– 54 направления интернет-торговли.
– 35 тыс. посетителей ежедневно.
География интернет-магазинов – 123 города в России, а также Казахстан, Беларусия, Армения, Кыргызстан, США, Великобритания.
Кратко
Что вы цените в людях?
Честность.
Какое путешествие запомнилось больше всего?
В горы. В зимние горы. Без отопления… Тянь-Шань.
На чей мастер-класс вы бы сходили?
Леонида Богуславского.
Последняя прочитанная книга?
"От хорошего к великому" Джима Коллинза.
Подарок, который запомнился?
Нет таких. Я не придаю значения подаркам.
Главный источник вдохновения?
Жена.
О чем вы жалеете?
Ни о чем.
Жизненное правило или принцип?
Быть честным, открытым. Ответственным.
Через 10 лет я буду…
…предпринимателем.