"Выкинула гель мужа и обе наши бритвы. Купила Shick и пену Nivea. НТВ отвратительно…" — пишет в Facebook на странице российского офиса Procter & Gamble (P&G) одна из посетительниц. После скандальной премьеры на НТВ фильма "Анатомия протеста", где утверждалось, что митинги оппозиции оплачивались "деньгами и печеньками", в интернете брошен клич: бойкотируем продукцию P&G. Эта корпорация — крупнейший рекламодатель на ТВ. Размещая рекламу на НТВ, производитель, по мнению разъяренных пользователей Facebook, способствует распространению лжи. P&G в понедельник даже пришлось разместить в Facebook заявление: "Проверка и оценка содержания телевизионных программ лицензионных каналов лежит вне компетенции рекламодателя".
Топ-рекламодатели часто игнорируют крупные федеральные каналы, но руководствуются при этом исключительно бизнес-логикой. Так, рекламы P&G не было в эфире НТВ весь кризисный 2009 год. Просто, сокращая бюджет, корпорация тогда заключила сделку только с "Видео Интернешнл" (рекламу на НТВ продает другой сейлз-хаус). А с января по июль 2008 года P&G исчезла из эфира "Первого канала" — стороны не могли согласовать условия сотрудничества. Кстати, "Первый" тогда только выиграл, распродав освободившийся инвентарь по более высоким расценкам рекламодателям помельче.
Политически активное интернет-сообщество обращается напрямую к компании. На странице в Facebook рекламной группы Vivaki, чье агентство Starcom обслуживает P&G, ни одного гневного комментария. Между тем не стоит недооценивать роль рекламных агентств, свидетельствует новейшая история Украины.
Вот что рассказывает мой знакомый, работавший несколько лет назад на Украине. "Оранжевая революция", случившаяся в ноябре—декабре 2004 года, стала звездным часом для местного "Пятого канала", в отличие от остальных каналов, предоставишего свой эфир оппозиции и ставшего по сути рупором Майдана. Руководители рекламных агентств (поскольку они все базируются в Киеве, то их политические предпочтения в 2004 году угадать несложно) тогда убедили своих клиентов поддержать "Пятый канал". Это было их политическое решение, считает знакомый.
Отчасти это было так, подтверждает руководитель из одной из украинских рекламных групп. Экономический резон был — у "Пятого канала" взлетели рейтинги. Но, поясняет топ-менеджер, при уже заключенных годовых сделках убедить рекламодателя выделить дополнительные средства или перебросить бюджет на другой канал не просто. И то, что агентства добились этого, во многом было обусловлено их активной гражданской позицией.