Спрос на потребительские кредиты, достигший в 2008 году своего исторического максимума, в начале нынешнего года резко упал. На протяжении последних месяцев участники рынка отмечают стабилизацию, но количество продаваемых в кредит товаров успело сократиться на 8-10%.
Крупнейшие игроки рынка потребкредитования в конце прошлого года оказались в сложной ситуации, столкнувшись с большим количеством невозвратов. Примером может служить ОТП-банк, уже дважды пытавшийся продать коллекторам рекордный по объему процент "плохих" долгов по потребкредитам — на 5,4 млрд рублей. Частный случай ОТП-банка во многом стал результатом общей ситуации на рынке: доходы населения снижались вместе с потребительским спросом, невозвраты росли. В этих условиях банки озаботились безопасностью беззалоговых и ничем не обеспеченных потребительских кредитов, ощутимо повысив ставки. Это не могло не отразиться на популярности потребкредитов в точках продаж товаров потребительского спроса — POS-кредитовании. По данным банка "Хоум Кредит энд Финанс банк", на этот канал приходится около 3,62% в общем объеме рынка потребительского кредитования.
"По сравнению с осенью прошлого года условия кредитования изменились: выросли ставки, ужесточились требования банков к заемщикам. Однако мы видим, что потребкредитование восстанавливается, мы разрабатываем совместно с банками новые кредитные продукты, которые становятся более доступны для покупателей", — считают в Северо-Западном филиале "Евросети". В "Эльдорадо" отмечают, что по России и Петербургу в частности доля товаров, продаваемых в кредит, на сегодняшний день — 17-18% от общего товарооборота, и эта цифра стабильна с марта 2009 года (в прошлом году этот показатель был равен 27-28%). В "Евросети" вспоминают, что в начале 2009 года рынок кредитования серьезно "просел", но замечают, что в последние несколько месяцев он стабилизируется и в третьем квартале на кредиты приходится всего на 8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. По словам директора департамента розничных продаж сети магазинов "Просто" (где сейчас в кредит покупается примерно 10% товаров) Алексея Артамонова, в Санкт-Петербурге спрос на приобретение товаров в кредит снизился гораздо менее ощутимо, чем в Ленинградской области. Впрочем, картина падения в сетях несколько отличается. Например, в "М.Видео" говорят о том, что кредитные программы в последние месяцы вовсе не спускали оборотов: продажи в кредит по сети увеличились в 1,5-2 раза, в Петербурге этот показатель несколько ниже — 30 процентов, и сейчас в общей структуре продаж на "кредитные" приходится 15 процентов, заявила пресс-секретарь сети Надежда Киселева. В группе компаний "Обувь России" (сети "Вестфалика" и "Пешеход") говорят о том, что осенью этого года компания вышла на докризисные показатели продаж.
Основная причина стабилизации продаж, как считают представители торговли, — в смягчении или возобновлении кредитных программ. Например, "Обувь России" возобновила программу кредитования с партнером — ОТП-банком: для покупателей сети банк сохранил возможность расплаты за покупку в рассрочку. Так, кредит предоставляется на срок до пяти месяцев, на минимальную сумму 2 тыс. рублей без удорожания для клиента. Кредит на покупку обувной пары оформляется на месте, причем при себе необходимо иметь только паспорт. По словам представителя компании "Обувь России" Наталии Паули, процент просрочки по кредитам не превышает 2%. "Обувь — сложный товар, его не продашь за углом, к тому же люди, которые берут обувь в кредит, — это сотрудники бюджетной сферы — учителя, врачи, пенсионеры, — которых отличает ответственность и добросовестность", — объясняет госпожа Паули. В "М.Видео" наоборот говорят о прекращении продажи в рассрочку: "Банки стали больше кредитовать на короткие сроки (10-12 месяцев). Практически ушли рассрочки. Основной продукт 10-10-10". По словам Дмитрия Задонского, руководитель представительства брокерской компании "Кредит Март", ставки по кредитам с сентября по октябрь в банках-партнерах снизились на 3%, банки согласны кредитовать на более мягких условиях.
Между тем кредитные организации постепенно меняют программы потребкредитования. По словам управляющего петербургским филиалом банка "Возрождения" Игоря Капленова, осенью этого года банк несколько раз корректировал ставки по кредитованию для своих заемщиков. "В конце сентября были снижены базовые ставки по потребительскому и автокредитованию на 3-5,5 процента, и доступность кредитов была сразу подтверждена количеством обращений заемщиков. С 23 ноября банк вновь скорректировал ставки, сократив базовые ставки по потребительскому и автокредитованию", — рассказал господин Капленов. В ноябре "Русский Стандарт" обновил линейку продуктов. Были запущены кредитные продукты, в названии которых отражен размер ежемесячной переплаты: "2% в месяц", "3% в месяц". При этом банк сохранил в своей линейке популярный продукт "10%+10*1/10". В банке утверждают, что в Санкт-Петербурге в последнее время более 30% продаж приходилось на "Стандартный кредит — 2,5% в месяц. В "Хоум Кредите" наиболее популярным продуктом называют план кредитования "Домашний" (от 3 до 200 тыс. рублей, первоначальный взнос от 10%, на срок от 6 до 24 месяцев), а также продукт "10-10-10 Новый вариант" (от 3 до 100 тыс. рублей, первоначальный взнос от 10%, на срок от 5 до 10 месяцев). Общее количество программ в "Хоум Кредите" — более 50, в том числе программы, разработанные совместно с партнерами, которые позволяют выдавать кредиты без переплаты за счет предоставления торговой организацией скидок на товары.
По словам представителей торговых сетей, банки не изменили своих требований к предоставляемым заемщиком документам. В большинстве случаев это только паспорт с регистрацией в регионе, где берется кредит. Иногда требуется второй документ (загранпаспорт, водительские права, полис ОМС).
Ранее кредитование в сетях автоматически означало для банков резкий рост просрочки, так как ритейлеры настаивали на высоком уровне одобрения кредитов. О просроченных платежах по потребкредитам в большинстве банков предпочитают не упоминать. По мнению начальника отдела анализа рынка акций инвестбанка "КИТ Финанс" Марии Кальварской, просрочка по потребкредитам выросла в разы, как и по другим видам займа. Но если раньше потребительсике кредиты были самым рискованным видом кредитов, то теперь разрыв между ним и другими стал намного меньше.
Банки продолжают расширять профиль розничных компаний-партнеров. Если в начале 2000-х купить в кредит в Петербурге можно было только технику, то сейчас спектр товаров, продаваемых в кредит, довольно широк. Например, банк "Русский Стандарт" предоставляет кредиты на различные виды потребительских товаров, от бытовой техники и мебели до одежды и спортивного инвентаря. В Санкт-Петербурге и области партнерами банка являются "Снежная Королева" (одежда), "Мир кожи и меха", "ШАНС — Сыктывкар" (одежда), "Мантия" (одежда), "ТОТО" (одежда), "Кожа, дубленки — Ли" (одежда), "Метро-Архангельск" (мебель), "Полтава" (одежда) и многие другие. Кроме партнеров, занимающихся продажей бытовой техники, мобильной связи, компьютеров и электроники, "Хоум Кредит Банк" сотрудничает с компаниями, работающими в сегменте продаж стройматериалов (ЗАО "Сеть оконных магазинов "Биссектриса""), мебели (ООО "София", ООО "Мебельная компания "СК""), автоаксессуаров, одежды, образования и туризма.
Представители розницы и банковского сектора смотрят на будущее рынка с разной степенью осторожности. В "Евросети" ожидают высокий спрос на кредиты в преддверии новогодних праздников и рассчитывают на постепенный рост кредитования в 2010 году. "Несмотря на общее снижение рынка потребительских кредитов, мы видим замедление этой тенденции. Если за второй квартал снижение составило 4,7 процента, то в третьем квартале только 1,3 процента. Рынок постепенно оживает, и это дает нам повод смотреть с оптимизмом на будущее потребительского кредитования", — считают в "Кредит Финанс". По мнению Марии Кальварской, улучшение на рынке потребкредитов будет не ранее II-III кварталов 2010 года, пока же речь идет о стабилизации и небольшом росте, в том числе за счет сезонного спроса.