Мнение эксперта: Анжела Лушникова, руководитель Департамента ИТ ООО Элекскор холдинга "Марта"
— Анжела, как Вы оцениваете объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле на сегодня?
— Оценить удачность внедрения ИС очень сложно. ИС может работать, притом работать стабильно, но срок ее окупаемости может быть очень большим. Такое решение сложно назвать удачным. Причем разные люди в рамках одной компании могут высказывать диаметрально противоположные точки зрения относительно удачности внедрения ИС. Поэтому полностью удачных и откровенно провальных примеров внедрения практически нет. А процент отношения хороших внедрений к удовлетворительным примерно 50/50.
— Как объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле изменился за последний год? Почему это произошло?
— Процент удачных внедрений стабильно растет из года в год. Это объясняется увеличением, как количества, так и качества квалифицированных специалистов, а также развитием и устранением ошибок в ИС. Также немаловажным является факт постоянного роста производительности серверов и дисковых хранилищ, что позволяет использовать системы, ориентированные на малый бизнес в более крупном формате.
— Какие факторы являются основополагающими для успешного внедрения ИС?
— Наличие четко сформулированных целей и задач, возлагаемых на внедряемую ИС. Правильный выбор ИС на основе сформулированных требований к системе. Грамотная команда внедрения ИС, как со стороны исполнителя, так и заказчика.
— Кто должен принимать участие в выборе ИС?
— В выборе ИС должны принимать участие специалисты ИТ, совместно с функциональными подразделениями, которые являются заказчиками системы.
— На что надо обращать особое внимание при выборе партнера по внедрению ИС?
— Наличие успешных проектов внедрения ИС в отрасли. Наличие партнерских отношений с компанией-производителем ИС.
— Какова роль консалтинга при внедрении ИС? В каких случаях консалтинг нужен, а в каких – нет? Можете привести примеры?
— Если бизнес-процессы предприятия прозрачны, отлажены и структурированы, тогда можно внедрять ИС для автоматизации предприятия. В процессе внедрения может быть необходим ИТ-консалтинг. В противном случае требуется управленческий консалтинг, для структурирования и формализации бизнес-процессов, без которых любое внедрение ИС проблематично и, зачастую, бесполезно.
— Существуют ли методики, определяющие последовательность внедрения ИС? Или же очередность процессов, подпадающих под автоматизацию, определяется приоритетностью задач ритейлера?
— Приоритетностью задач.
— Как изменения, вызванные внедрением ИС, сказываются на работе персонала? Как быстро они адаптируются к новым условиям работы?
— Все зависит от удобности ИС, ее распространенности, а также от квалификации персонала и корпоративной культуры.
— Существуют ли специальные тренинги или курсы, позволяющие персоналу быстрее освоить новые правила и условия работы? В какой момент времени их надо проводить?
— Обычно все крупные компании разработчики либо интеграторы предоставляют услуги по обучению работе с внедряемой ИС. Эти тренинги целесообразно проводить в момент непосредственно перед внедрением ИС во время тестовых испытаний.
— В чем состоит интеграция бэк-офисных и фронт-офисных систем? С какими трудностями можно при этом столкнуться?
— Самое главное, привести их к единому протоколу обмена. Если эти системы изначально не были совместимы, то обычно производители этих ИС неохотно идут навстречу друг другу, мотивируя это стабильной проверенной временем работой интерфейса системы и нежеланием ничего менять.