14 сентября в рамках саммита Retail Business Russia пройдет финал 3 ежегодного командного конкурса на лучший инновационный проект для индустрии розничной торговли Retail New Wave 2012. К участию в нем были допущены 27 проектов как от независимых команд студентов и молодых специалистов, так и от ВУЗов.
Среди ВУЗов — Высшая Школа Экономики, Российский государственный торгово-экономический университет, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Восточно-Европейский институт, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Государственный Университет Управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Самарский государственный университет. Впервые в конкурсе приняли участие студенты учебных заведений других стран — от Университета Фен Цзя, Колледжа Бизнеса (Тайвань) и Школы Бизнеса Лозанны (Швейцария).
В жюри конкурса вошли представители Министерства промышленности и торговли России и ассоциаций, главы крупнейших розничных компаний. Издательский дом Retailer является генеральным медиа-партнером Retail New Wave и входит в состав медиа-жюри конкурса.
Победитель конкурса получит от его организаторов — B2B Conference Group (BBCG) — денежную премию в размере $10 000. Плюс к этому социальный партнер Retail New Wave, Благотворительный фонд «Поколение Ашан», подарит специальный приз в размере 100 000 руб.
Retailer.RU начинает публикацию материалов, в которых финалисты конкурса рассказывают о своих проектах.
О проекте «Организация продвижения товаров Private Label с помощью технологии дополненной реальности с использованием QR-кодирования» рассказывают Мила Шевченко, Ованес Цатурян, Денис Татьянкин и Светлана Мешкова, участники команды Государственного университета управления (г. Москва), и Николай Сковордников, студент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Номинация «Новый маркетинг и реклама магазина сети»
«Цель проекта – поднять продажи СТМ, увеличить их долю в обороте розничных сетей и самое главное повысить лояльность покупателей к товарам Private Label. QR-код – это просто, удобно на недорого. А дополненная реальность – это современно и красиво! Мы хотели бы, чтобы такие современные технологии широко использовались также и в розничной торговле.
Мы предлагаем организовать интерактивную рекламную кампанию, целью которой станет увеличение продаж товаров СТМ. Часть сверхприбыли от акции пойдет на благотворительные цели.
Сначала необходимо будет привлечь внимание покупателей к акции. Это можно сделать различными способами: реклама внутри сети магазинов, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Объем рекламы может быть любым и зависит только от величины бюджета, выделенного розничной сетью. Акцию можно не рекламировать вовсе: QR-коды сами по себе будут привлекать покупателей своей новизной.
На товарах Private Label печатается QR-код, который служит ключом к акции. QR-код позволяет активировать дополненную реальность. Это привлекает покупателей и обращает их внимание на продукцию.
Наш проект связан с благотворительностью: часть средств полученных от прибыли будет перечислено в Фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь!». Мы хотели бы пригласить ее принять участие в проекте. Лицом акции также могут стать любые другие известные люди или просто сотрудники администрации розничной сети.
Активированная на товаре дополненная реальность в виде узнаваемого персонажа сообщает покупателю о том, что часть средств от покупки этой единицы товара будет перечислено в Фонд «Подари жизнь!». Покупатель позже будет проинформирован о том, на какую конкретную цель были потрачены деньги. Все подробности можно будет узнавать, продолжая покупать этот же товар в будущем.
Покупатель заинтересовался и приобрел товар. Открыв упаковку дома, он получает продолжение истории. На внутренней стороне упаковки нанесен другой QR-код, который позволяет активировать другую дополненную реальность. В ней врач благодарит за покупку и сообщает о том, что этот товар в этом месяце (или в этом году) участвует в оказании помощи больным определенным заболеванием детям; информирует о том, сколько средств собрано на данный момент, скольким детям уже оказана помощь и скольким планируется.
QR-код активирует доступ в Facebook, VKontakte и Twitter. Теперь информация об акции доступна миллионам пользователей сети.
Актуальность проекта
Сегодня в России доля товаров Private Label (PL) в ассортименте ритейлеров на порядок ниже, чем в большинстве стран мира, что обусловлено сравнительно низким сроком развития собственных торговых марок (с 2001 г.), высоким уровнем приверженности брендам со стороны российских потребителей, а также рядом просчетов, допущенных российскими ритейлерами при вводе в ассортимент товаров PL.
На высококонсолидированных рынках Великобритании и Швейцарии с высокой долей современных форматов торговли доля Private Label в обороте превышает 45%, тогда как в России она ниже 2%.
При этом темп роста доли Private Label на мировом рынке составляет 34% в год, тогда как рост доли брендированной продукции — только 19%.
Российский покупатель пока не привык покупать товары Private Label розничных сетей. Мы считаем, что могли бы повлиять на спрос и повысить лояльность российского покупателя к товарам Private Label.
Почему ритейлеры должны выбрать проект?
Мы предполагаем, что, однажды приняв участие в такой акции, покупатель будет продолжать покупать товары СТМ, оказывая поддержку Фонду «Подари жизнь!». Увеличатся продажи, увеличится и доля СТМ в товарной категории. Выиграет Фонд и розничная сеть.
Выиграют также и покупатели! Мы уверены в том, что акция будет успешной, и многие захотят принять в ней участие. Ведь теперь покупатели, приобретая товары Private Label, видят, что их покупки помогли конкретному ребенку. В повседневной жизни трудно найти время на добрые дела, и не всегда известно дойдут ли до адресата пожертвованные деньги. А наш проект решает обе этих проблемы.
Покупатель теперь доволен. Его потребность в качественных и недорогих товарах удовлетворена. Он также помогает реальным людям, может увидеть и почувствовать результат своей помощи.
А розничная сеть повышает свой имидж как социально-ориентированная компания, увеличивается объем продаж товаров Private Label. Теперь покупателей товаров СТМ привлекает не только низкая цена.
В чем его преимущество?
Не смотря на то, что акция является благотворительной, мы считаем, что она будет также и прибыльной. Для ее реализации потребуются ресурсы. Мы предлагаем делать благотворительные взносы в размере небольшого процента с каждой единицы проданного товара. На эти цели пойдет сверхприбыль, которая появится за счет повышения объемов продаж.
Мы планируем потратить на акцию 10 млн. рублей, из которых 3 млн. рублей пойдет на разработку программного обеспечения, а 7 млн. рублей на рекламу. По нашим прогнозам объем продаж увеличится минимум на 10%. Чем крупнее розничная сеть тем больше будет эффект от нашей акции.
На каком этапе сейчас находится проект?
Сегодня нами разработан алгоритм проведения рекламной акции, посчитан финансовый результат, сделан прогноз об увеличении выручки. Ждем результатов финала Retail New Wave 2012, надеемся занять первое место и получить возможность реализовать проект в одной из розничных сетей России.
С нами в тесном контакте работает известное цифровое рекламное агентство, которое готово поддержать разработку и проведение рекламной акции.
Какие перспективы развития имеет ваш проект?
Хотим отметить, что перспективы развития проекта мы видим в его использовании при продвижении всех категорий и видов товаров FMCG (а не только товаров Private Label), а также во включении технологии в набор маркетинговых инструментов, доступных поставщиками для рекламирования на территории розничных сетей. На наш взгляд, с учетом того, что информационные технологии стремительно проникают в нашу жизнь, и розничные сети должны активнее применять их в работе так же как это делают их зарубежные коллеги. Английская розничная сеть «Теско», например, установила Wi-Fi роутеры во всех своих супермаркетах. Все розничные сети активно используют Интернет для привлечения покупателей и формирования сообществ лояльных потребителей в социальных сетях. Растут объемы продаж продуктовых интернет-магазинов. Российские розничные сети не должны отставать и обязаны разрабатывать и реализовать свою собственную электронную стратегию».