В рамках очередного общероссийского опроса в феврале текущего года исследовательский холдинг Ромир повторно задал 1500 россиян ряд вопросов о восприятии ими текущей экономической ситуации в стране и способах преодоления финансовых трудностей.
В ходе опроса: семь из десяти россиян (71%) назвали нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом (год назад такой ответ давал каждый второй (53%) опрошенный; 39% погрузилась в кризис; в мыслях о некоторых проблемах экономического характера пребывают 23% респондентов; почти неизменной осталась доля россиян, которые не заметили никаких экономических проблем в стране — 2% против 3% в прошлом.
В отличие от прошлогоднего мартовского опроса, когда на кризисе в большей степени акцентировали внимание высокодоходники, сегодня чаще такой ответ звучал от представителей низко- и среднедоходной групп. Высокодоходники же свое мнение несколько скорректировали. Кризисом нынешнюю ситуацию назвали лишь 56% россиян с высоким доходом, а 35% респондентов из этой группы склоняются к идее о некоторых экономических трудностях.
79% по-прежнему воспринимают кризис через рост цен и высокую инфляцию. Этот фактор наиболее остро воспринимается респондентами старше 60 лет. 52% участников опроса, как и годом ранее, назвали признаком кризиса девальвацию рубля. Этот фактор несколько больше беспокоит мужчин и жителей мегаполисов, особенно в центральном и северо-западном регионах страны. 35% россиян видят проявление кризиса в сокращении зарплат. Этот показатель вырос на треть по сравнению с прошлым годом. 34% респондентов упомянули о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы. Не смотря трудности на работе в виде сокращения зарплат и персонала, число испытывающих трудности с выплатой кредитов за год не изменилось и осталось на уровне почти одной пятой доли населения (19%). Несколько выше доля подобных ответов среди россиян 35-44 лет и жителей крупных городов страны с населением до миллиона человек. В полтора раза сократилась доля россиян, которые ощущают кризис через напряженную международную ситуацию в стране — с 32% до 21%. Об ответных санкциях России в отношении западных стран упомянули 11% респондентов, что немного меньше показателя прошлого замера.
"Таким образом, можно говорить о том, что кризис россияне воспринимают все-таки через призму собственного кошелька, а не макрособытий", — указывается в сообщении Ромир.
В целях противостояния кризису респонденты по-прежнему готовы экономить.
Перераспределяют семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого 39% россиян. В прошлом году такой ответ давали 43% респондентов. Чаще такой ответ звучал от россиян старше 45 лет, с доходом не выше среднего, проживающих в малых городах страны. О сокращении расходов на отдых и развлечения завили 28% респондентов, что немного меньше аналогичного показателя прошлого года (32%). Сократилась доля тех, кто отказался или планирует отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования — с 30% до 22%. Более чем в полтора раза выросла доля тех, кому пришлось в целях общей экономии сократить расходы на еду и товары первой необходимости — с 17% до 27%. Доли россиян, которые собираются активнее заниматься садоводством и огородничеством осталась неизменной с прошлого года — 12-13%. Не изменилось (10-11%) число тех, что собирается отказаться от дорогостоящих услуг, таких как платные медицина и образование. По-прежнему не собираются изменять свой стиль покупок и расходов 7% респондентов, которые признались, что их лично экономические проблемы не коснулись.