Около 620 отечественных и зарубежных франчайзеров работают сегодня в России, из них менее половины — в сфере ритейла. Большую часть этой «половины» составляют розничные игроки fashion-сегмента — на фоне перенасыщенного европейского рынка одежды и обуви российский пока являет собой отдушину для модных ритейлеров. По данным E.M.T.G, здесь они могут рассчитывать и на 10%-ый рост продаж, тогда как в других странах плюс 1-2% или хотя бы прежний уровень – уже удача.
В 2012 г. в Россию пришло более десяти крупных иностранных брендов в сегменте одежды и обуви, большая часть которых развивается по франчайзингу. Основными площадками для их старта стали Москва и Санкт-Петербург, но сейчас розничные компании понимают, что оба этих рынка в значительной степени наполнены. Именно поэтому они рассматривают в том числе города с населением менее 500 000 чел.
В ближайшие 2-3 года наиболее активно развивать франчайзинг будут те компании, которые заинтересованы в активном освоении рынка, считает Илья Ярошенко, основатель и генеральный директор одежной компании Baon-Desam, однако не имеют возможности развивать собственную розничную сеть.
«Наиболее активно продаются франшизы недорогих марок одежды и обуви. Думаю, в ближайшее время эта тенденция сохранится, — комментирует то-менеджер. — Многие европейские и американские компании уже присутствуют на российском рынке, однако есть и те, кто долго думал и боялся. В скором времени они все-таки решатся выйти на наш рынок, скорее всего, это будет происходить с присутствием франчайзингового предложения».
По данным Knight Frank, о своем желании прийти в Россию в будущем году заявили 15 международных брендов в разных сегментах. Семь из них торгуют одеждой — Bimba & Lola, Jack Wolfskin, Eurelia, Collezioni fashion, Ferre, Nissa, Pink Woman. Планируют открытие три сети аксессуаров — Meli Melo Paris, Funky Fish, Stella’s Accessories. Должна появиться обувная сеть Humanic.
При всем при этом, отмечает Игорь Барсуков, директор по развитию сети универмагов одежды Lady & Gentleman CITY, на рынке ощущается спад активности потенциальных франчайзи. «Кто хотел, уже купили франшизу, а новые игроки еще не «выросли», — комментирует Игорь Барсуков.
Франчайзи такие франчайзи
По словам Екатерины Сойак, генерального директора E.M.T.G, на рынке франчайзинга по-прежнему остается общая для партнерского бизнеса проблема — количество франчайзинговых сетей сильно преобладает над числом потенциальных франчайзи.
«Ситуация в стране не поощряет частную предприимчивость, амбициозным людям работа на государство в качестве чиновника или служащего госкорпораций кажется предпочтительней», — поясняет спикер.
Однако, по словам некоторых ритейлеров, поведение франчайзи в последнее время существенно меняется.
«Я бы отметил возросшие требования со стороны франчайзи к своим партнерам. Если раньше торговой марки и ее минимальной поддержки было достаточно для запуска проекта, то теперь это не работает, — комментирует Кирилл Новиков, председатель совета директоров БТиЭ-сети «Эксперт». — Сотрудничество должно приносить ощутимый экономический эффект для франчайзи по сравнению с работой под собственной торговой маркой».
Франчайзер должен отчетливо понимать, какие именно услуги и в каком формате актуальны для его розничных партнеров, и предоставлять их, добавляет спикер. Будь то сетевые контракты, качественные проморешения или технологии. «Франчайзеры, которые просто работали на консолидации объемов и не заботились о конкурентоспособности своих франчайзи и развитии самих себя в качественном плане, уже отстали от своих собственных франчайзи, — говорит Кирилл Новиков. — Это путь к самоликвидации — не может франчайзи знать и уметь больше чем его франчайзер, смысл в таком партнерстве отсутствует».
С тем, что бизнес стал более сложным и более конкурентным, и просто повесить вывеску известной сети уже не достаточно, согласен и Илья Ярошенко. По мнению топ-менеджера, покупателю нужен узнаваемый бренд с абсолютно невидимой разницей между магазином собственной розницы и магазином франчайзи.
«А это требует вложений, и не только финансовых, но и человеческих и временных. Партнер должен заниматься бизнесом ежеминутно, а не просто вкладывать деньги в ремонт и товар, — комментирует спикер. — В общем, франчайзер стал более требовательным к выбору партнеров, а франчайзи более ответственными и образованными».
Чтобы стать успешным франчайзи, считает Игорь Синько, директор департамента франчайзинга X5 Retail Group, необходимо соблюдать главный закон франчайзинга — «копируй точно!». Только точно копируя бизнес франчайзера, франчайзи может по его «лекалам» построить собственное успешное дело. Но чтобы создать такие «лекала», франчайзер должен быть профессионалом, то есть иметь соответствующее видение и мотивацию, уметь правильно ставить цели и жестко их контролировать, уметь собрать команду профессионалов, способных перенести опыт действующего бизнеса на франчайзи в конкретном регионе и умело передавать его персоналу свои навыки и знания, а также ориентировать сотрудников франчайзера на франчайзи для осознания своей ответственности за его бизнес.
«Но франчайзинг — не панацея, и он не способен привести к успеху, если успешно выстроен только со стороны франчайзера. В основе любой франшизы лежат технологии, а они реализуются людьми, и без упорной и слаженной работы сотрудников франчайзи успеха не достичь, — добавляет Игорь Синько. — Собственникам франчайзи для успеха необходимо иметь желание и мотивацию построить бизнес, последовательно выстраивать переданные технологии, а сотрудникам франчайзи — строго следовать стандартам и технологиям франчайзера, в полном объеме перенимать необходимые знания».
Всё будет хорошо
Мешает ли что-то развитию франчайзинга в России? Да, это, в первую очередь, отсутствие разумного кредитования малого бизнеса, административные барьеры и арендная дороговизна, считает Екатерина Сойак. Но есть и другие проблемы и события, которые негативно сказываются не только на франчайзинге, но и в целом на малом и среднем бизнесе.
«Например, резкое повышение пенсионных сборов для индивидуальных предпринимателей — изменение налоговых условий для них привело к закрытию в течение двух месяцев более 200 000 предприятий, — рассказывает эксперт. — Скорее всего, львиная доля не закрылась, а перешла в «тень», но работа по франчайзингу несовместима с работой «в тени». Стороны должны быть уверены, что деятельность прозрачна для обоих».
В условиях глобального кризиса множество глобальных игроков приходят в Россию с ее нынешним относительным сырьевым благополучием, добавляет Екатерина Сойак. Поэтому для российского франчайзинга характерно усиление конкуренции – все больше концепций действуют в каждом сегменте, становится более явной борьба за потенциальных франчайзи, общее число которых ограничено.
Однако, по словам Кирилла Новикова, на развитие франчайзинга всегда позитивно влияет конкуренция на рынке — как только рынок насыщается игроками, порог входа на него вырастает до слишком высокого для отдельно взятого предпринимателя и одновременно растет потребность в качественном «зонтике» для существующих игроков.
Кроме того, отмечает топ-менеджер, розница становится очень технологически емкой индустрией. «Старые, проверенные методы привлечения и удержания покупателя перестают работать. Технологии требуют вложений, и зачастую эти вложения не просто большие для независимых операторов, а не окупаемые, — говорит Кирилл Новиков. — Как пример: в современной рознице не обойтись без качественной системы лояльности – сделать ее на уровне даже маленькой сети теоретически можно, но из-за ограниченных возможностей использования тех же бонусных карт, они просто не будут интересны покупателям, а себестоимость транзакций по ним будет запредельной для оператора. Выход тут один – консолидация усилий». То есть присоединение к франчайзинговой системе.
Среди положительных моментов в развитии франчайзинга в России Илья Ярошенко и Игорь Барсуков отмечают повсеместное появление новых качественных торговых центров с грамотной концепцией и наполнением.
«Строительство все большего количества форматных торговых центров в регионах, а также принципиальная позиция брокеров и управляющих компаний, не пускающих неформатных предпринимателей в торговые центры, — вот что прежде всего стимулирует потенциального франчайзи», — комментирует Игорь Барсуков.
Приятной тенденцией для отечественного франчайзинга Илья Ярошенко также считает отказ западных компаний от франчайзинга в пользу собственной розницы — это дает больше возможностей для российских ритейлеров развиваться по системе франчайзинга.