Россияне ощутили экономический кризис, свидетельствуют опросы, проведенные GfK и Synovate Comcon. Рост цен и девальвация рубля в четвертом квартале впервые за последние месяцы оказались для них более значимыми, чем военные действия на Украине. Растущий потребительский пессимизм обрушит розничные продажи в марте–июне 2015 года, прогнозирует GfK.

Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов, – таковы данные традиционного исследования "Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян", которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008–2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.

Тем не менее исследователи предсказывают обрушение продаж: "Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года".

Представитель X5 Retail Group (сети "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка") Владимир Русанов сообщил РБК, что компания уже начала готовиться к тому, что в следующем году потребитель будет очень чувствителен к цене. "Конечно, многое зависит от макро­экономического климата, пока мы не замечаем массового перетока из наших других форматов в дискаунтер "Пятерочка" и не можем утверждать, что он вообще будет", – рассказывает Русанов. Но, по его словам, сейчас сети супермаркетов "Перекресток" и гипермаркетов "Карусель" учитывают в своей стратегии опыт прошлых лет, когда лучше всего себя чувствовал низкоценовой формат.

"Из-за девальвации рубля и роста инфляции изменение покупательной способности россиян неминуемо. При этом потребителю нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и изменить привычки потребления. Сначала происходит "кризис в головах", что мы и наблюдаем прямо сейчас, – рассуждает заместитель генерального директора Gfk Rus Марина Безуглова. – У игроков российского рынка пока есть время, чтобы мобилизоваться и дать ответ на новые нужды потребителей".

Российские потребители намереваются экономить – это подтвержд​ает и опрос Synovate Comcon. Почти половина респондентов заявили, что начиная с ноября из-за кризиса они начали активно экономить на всех потребительских категориях. 49% экономически активного населения крупных городов стали экономить на товарах длительного пользования, 42% урезали расходы на услуги, 39% – на продукты питания. Во всех этих категориях число экономящих граждан выросло по сравнению с данными третьего квартала 2014 года на 3–7 п.п.

В ноябрьском опросе внутренние экономические проблемы впервые попали в топ-3 актуальных. Главной темой последнего месяца стало резкое падение курса рубля (так считают 75% опрошенных), второй – война на Украине (67%), третьей – экономический кризис в России (59%). В третьем квартале топ-3 выглядел так: вой­на на Украине (82%), российские продовольственные контрсанкции (59%) и санкции в отношении России (55%).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments