Год основания: 1998.

Активных покупателей: 28 млн (1 кв. 2022).

Активных продавцов: 120 тыс. (1 кв. 2022).

Ассортимент: 100 млн товаров (1 кв. 2022).

Тематика: универсальный.

Владелец: АФК «Система» (33,1%), Baring Vostok (33%), частные инвесторы.

История

Ozon — старейший маркетплейс России, его как площадку для торговли книгами в 1998 году создали основатели петербургской IT-компании Reksoft Дмитрий Рудаков и Александр Егоров. Изначально партнёром Reksoft в проекте было издательство Terra Fantastica, но вскоре контрольный пакет акций выкупил крупный инвестфонд Baring Vostok, а в 2014-м в капитал вошла АФК «Система».

До середины двухтысячных интернет-магазин торговал в основном книгами, позже стал активно расширять ассортимент. В 2005 году на площадке появилась электроника и мобильные телефоны, в 2007-м — одежда и товары для дома, в 2009-м на Ozon начали продавать авиа- и железнодорожные билеты. В 2013-м компания запустила собственный бренд бытовой техники Travola.

В конце 2020 года Ozon провёл IPO на NASDAQ и Московской фондовой бирже. В результате размещения компания привлекла $1,2 млрд, рыночная капитализация составила $7,2 млрд. Bloomberg назвал тогда IPO Ozon «самым успешным размещением российской компании с 2011 года».

Как дела сейчас

На протяжении всей своей истории Ozon остаётся убыточным. По итогам 2021 года убыток компании составил 56,8 млрд руб. при выручке в 178,2 млрд руб. — при этом финансовый директор Ozon Игорь Герасимов утверждал, что компания достигла точки безубыточности в марте того же года, но топ-менеджмент принял решение «продолжить инвестиции в логистическую инфраструктуру, IT и новые бизнес-инициативы». 

Ozon тратит гигантские деньги на капитальные инвестиции и активно наращивает такие траты. По итогам 2021 года компания вложила в инфраструктуру и прочие капитальные расходы 19,3 млрд руб. — втрое больше, чем годом ранее. Как и у конкурентов, главная задача компании — захват рынка. Сейчас Ozon — второй по объёму продаж маркетплейс в стране после Wildberries, на него приходится 11% рынка.

В 2021 году Ozon запустил доставку продуктов питания и купил банк. Кроме того, на деятельность маркетплейса серьёзно повлияли санкции 2022 года: из-за них компания сменила попавшего под персональные санкции гендиректора, а в конце мая объявила о риске технического дефолта.

Условия для продавцов

Торговать на Ozon могут юрлица, ИП или самозанятые (последние — с некоторыми ограничениями), продавать можно как товары, так и услуги. Кроме запрещённых законом, существует список товаров, которые Ozon продавать не разрешает — например, продукты питания с температурой хранения ниже 17 градусов, живые растения и животные, бескаркасные детские кресла и цифровые книги.

Площадка размещает товары за фиксированный процент от продаж, в зависимости от категории он колеблется от 2% (благотворительные сертификаты) до 15% (книги, аксессуары для электроники, товары для взрослых, электронные сигареты) с учётом НДС. Если категория товару не назначена, комиссия составит 9%. Подробную таблицу комиссий смотрите тут. Кроме того, Ozon может устанавливать собственные скидки на товары, в таких случаях цена уменьшается за счёт комиссии площадки.

Логистически маркетплейс работает по моделям FBO (продажа со склада Ozon), FBS (продажа со своего склада с доставкой Ozon) и realFBS (продажа со своего склада и самостоятельная доставка); также в последнее время компания развивает экспресс-доставку Ozon Express. Стоимость хранения и доставки зависит от объёмного веса товара, расстояния и условий перевозки, подробнее здесь.

Отчётный период по договору — один месяц; в течение пяти дней после окончания периода в личный кабинет придут документы о реализации товара, и ещё пять рабочих дней у продавца будет на подпись или выдвижение претензий. Выплаты площадка производит дважды в месяц — до 25 числа за первую половину месяца и в течение 10 календарных дней после согласования документов.

При работе по FBO можно не использовать электронный документооборот (ЭДО), если вы не торгуете ювелирными изделиями, маркированными или крупногабаритными товарами — но в этом случае площадка не обеспечит закрывающие документы на бумаге.

Плюсы и минусы

В работе с Ozon продавцы жалуются примерно на те же проблемы, что у других крупных маркетплейсов: сбои в логистике, запуск сырых нововведений, долгое решение вопросов менеджерами.

На Ozon довольно простая процедура регистрации нового продавца: достаточно загрузить документы и дождаться активации аккаунта, обычно это происходит за один день. Дальше можно заполнять карточки товаров и отправлять их на модерацию, а после её прохождения — настраивать продажи. Как правило, от регистрации до первых продаж проходит 2–3 недели.

Ozon использует балльную систему нарушений для продавцов, где каждое нарушение оценивается в какое-то количество баллов. За 1000 набранных баллов площадка блокирует личный кабинет продавца. Также каждое нарушение может сопровождаться дополнительными санкциями — временной или постоянной блокировкой карточек товаров или временной деактивацией личного кабинета. На обжалование нарушений продавцу дают три дня. Подробная таблица нарушений и санкций за них — здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.