Говоря об отраслевых программных решениях, мы подразумеваем как минимум два типа программных продуктов:

1) программное решение, разработанное на базе универсальных ERP-систем с учетом особенностей отрасли;
2)программное решение, изначально разработанное для розничных компаний и учитывающее большинство особенностей отрасли (т.н. «торговые системы»).
Помимо этого, существуют программные решения, разработанные «под заказ» для конкретной розничной компании (т.н. «заказная ИС»). Называть ее отраслевым решением будет спорно, так как ее использование может быть ограничено спецификой той компании, для которой она разрабатывалась.

Вот как охарактеризовала отраслевые решения Анжела Лушникова, холдинг «Марта»: «Отраслевые решения адаптированы непосредственно для бизнеса и содержат в себе типовой функционал, который требуется или может потребоваться в перспективе для предприятия отрасли. Отраслевые решения более гибкие для всяческих изменений и при экспансии в регионы».

И в компании «DOMO» отдают предпочтение программным продуктам с «отраслевым уклоном»:

— Отраслевые решения, несмотря на то, что они не являются решением на 100%, тем не менее, изначально содержат в себе гораздо больший набор методов. Мы выбираем отраслевые решения, но предварительно проводим очень тщательный анализ на пригодность этого решения для нас, – рассказывает Дмитрий Сафронов. — Преимущество отраслевых решений в том, что мы, будучи специалистами, в этой области, в состоянии проанализировать и выбрать то, что нам нужно, учесть риски, возможные трудности, выявить все положительные стороны, и начать их применять.

При всем этом важно адекватно воспринимать возможности отраслевых решений. «Я не видел ни одного отраслевого решения, которое бы не «дотачивалось по месту напильником». Если есть бизнес и у него хватает денег на внедрение решения – у него есть свои know-how и свои особенности. Внедрить готовое решение без доработок – это значит их потерять», — говорит Олег Вайнберг, «Компьютер-центр КЕЙ».

Особенности отраслевых решений на базе ERP-систем

— ERP в рознице делится всего на две части. Товарная ERP – это автоматизированная система, в которой единицей распределения объектом является упаковка товара. А вторая часть, характерная для розницы – это финансы. Ресурсами, подлежащими распределению, в данном случае являются деньги, – рассказывает Борис Рябов, директор по стратегическому развитию и технологиям «Аптечной сети 36,6». — В нашем случае, так как мы развивались и продолжаем развиваться очень бурно, у нас есть системы и первого и второго типа. Сейчас в компании идет работа по переходу на единое унифицированное решение.

А Сергей Дмитриев из «ТД «Копейка» прогнозирует переход ведущих производителей ИТ-решений на интегрированные решения, то есть фактически к системам ERP-класса, имеющим отраслевые настройки и реализующим отраслевую специфику. Он также отмечает следующие преимущества отраслевых решений на базе ERP-систем:

— Преимущество в стоимости как первоначального проекта внедрения специализированной системы — она ниже, так и в стоимости последующих проектов по модернизации системы. С помощью системы класса ERP, не обладающей предварительными настройками, как правило, можно реализовать любую задачу управления розничного предприятия, только на это необходимо дополнительно потратить некоторое количество человеко-дней.

Но есть и строго противоположные мнения. Например, Олег Вайнберг из «Компьютер-центра КЕЙ» считает, что «монстры типа SAP и Axapta совершенно не предназначены для ритейла, несмотря на все громкие заявления о создании ритейловых решений».

— Основная проблема ровно в том, что они несут в себе наследие систем, ориентированных на личных продажах. Любая продажа – это технологическая цепочка, подразумевающая выписку заказа, выбор клиента, комплектацию заказа, оплату и т.д. Для ритейла это все нехарактерно, однако, для поддержания целостности системы, многие ненужные действия приходится просто имитировать, — говорит он. Но тут же добавляет, что недавно завершили проект по переходу на MS Axapta.

«Заказные» системы: «за» и «против»

Петр Грек из «Первой Помощи» высказался в защиту информационных систем, разработанных своими силами:

— Если говорить о выборе между отраслевыми решениями и заказными ИС, то, безусловно, широта охвата функций и процессов у отраслевых решений больше. Заказная ИС – это более узкопрофильный продукт, наиболее актуальный на момент постановки заказа. Но ситуация может измениться, могут появиться новые приоритеты, возникнет необходимость внедрения новых систем или модификации имеющихся. В данном случае наиболее оптимальной является разработка собственных ИС – что и практикует компания «Первая Помощь». Например, нами была разработана собственная дисконт-программа, которая на данный момент является одной из немногих на рынке, позволяющих столь систематизировано иметь полную картину нашей целевой аудитории.

В «Копейке» же, наоборот, полагают, что именно отраслевые решения имеют неоспоримые преимущества перед «заказными» ИС:

— Существует несколько преимуществ. Прежде всего, это независимость от «конкретного» разработчика, большая оперативность и меньшая стоимость изменений (в отраслевых системах это настройки, в заказных — дополнительное проектирование). К преимуществам также следует отнести наличие свободного рынка специалистов — заказную систему на профессиональном уровне могут знать только работники данного предприятия, — более короткий период внедрения и отсутствие периода доводки (обеспечение необходимых характеристик производительности, устранение скрытых ошибок и т.д.).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar