На днях ведущие британские ритейлеры обратились с открытым письмом к покупателям, в котором призвали людей прекратить панические закупки товаров первой необходимости на фоне распространения коронавируса. Паника, карантинные меры и ажиотажный спрос грозят и нашей стране. Но в отличие от британцев, письмом тут не отделаешься и риски совсем другие.

В сети уже полыхают жаркие споры: «Есть ли паника в магазинах? Скупают все подряд или нет?».

Ахового ажиотажа пока нет, но будем честны – скоро граждане нашей страны побегут в магазины за гречкой, солью и туалетной бумагой — это неизбежно, об этом говорит вся наша история, жизненный опыт, наконец, свежий пример европейских коллег: британцы сносят прилавки и, разумеется, нет никаких оснований предполагать, что москвичи, челябинцы или воронежцы будут вести себя благоразумнее.

Торговые сети, правительство и столичная мэрия, кажется, догадываются об этом. Страна уже получила заверения ритейлеров в готовности обеспечить любой спрос, правительство одобрило ряд экстренных мэр, Минпромторг выступил с успокаивающими заявлениями. Все понимают, что в ближайшее время может сработать эффект вирусных страшилок, но еще больше страну могут напугать валютные прыжки и признаки кризиса. «Сегодня гречка стоит пять, а завтра будет двадцать пять. Надо брать!», — примерный ход размышлений. И кто даст гарантию, что не будет?

Европейским ритейлерам пока не удалось побороть панику населения. У нас есть запас времени, мы вооружены их опытом. Настораживает другое. В отличие от тех же британцев, ставки в нашей ситуации совсем другие: пандемия, не всеми одобряемые конституционные реформы, обвал национальной валюты, если сюда добавятся очереди и пустые полки — нация может и не выдержать напора.

Спустя всего несколько дней после незабываемых высказываний президента о роли «торгашей» в жизни страны, продуктовый ритейл становится самой стратегически важной государственной отраслью, после медицины, разумеется. От того, как сети себя покажут — опора нации или жулики-частники, устроили нам тут «петроград семнадцатого» — в принципе будет зависеть развитие отрасли на ближайшие годы.

Хорошо бы это понимать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте