В 2022 году «Вкусвилл» стал одним из самых динамичных FMCG-ритейлеров в стране с нестандартно высокой долей онлайна в продажах — 39%. На протяжении года компания развивала сразу несколько технологичных проектов, включая «долгую» доставку по России и за рубеж, вендинг и собственную сеть дарк китченов. RETAILER.ru поговорил с командой «Вкусвилла» о том, что сейчас происходит в компании и какие результаты показывают начатые ранее истории.
— В ноябре компания запустила доставку еды в Китае. Как развивается этот проект, можете ли уже привести какие-то цифры?
Виктория Пинчук, лидер экспортного направления:
— Команда экспорта «ВкусВилла» начала продажи в Китае в конце 2022 года, четыре набора из товаров бренда появились на площадке крупнейшего китайского маркетплейса Tmall Global. На текущий момент проект на стадии тестирования, пока рано говорить о цифрах.
За первые несколько месяцев продаж мы определили свою целевую аудиторию, собрали и обработали обратную связь от покупателей, стали лучше понимать, какие продукты интересны местной аудитории. На китайском рынке определённо есть спрос на здоровое питание и перекусы с качественным составом, что очень вдохновляет всю нашу команду.
При этом выяснилось, что некоторые наши продукты недостаточно хрустящие, а от упаковки покупатели ждут более яркого дизайна.
С учетом полученных инсайдов мы изучаем другие модели и варианты партнерства для расширения как онлайн-, так и офлайн-продаж в Китае. В частности, уже регистрируем свой флагманский магазин на интернет-платформе Alibaba Tmall, в таком формате будет шире ассортимент и больше возможностей для развития.
— Кроме Китая, в декабре «Вкусвилл» запустил доставку в страны ближнего зарубежья — Казахстан, Белоруссию, Армению, Киргизию и Таджикистан. Какие успехи в этом направлении? Кто те люди, которые заказывают товары из «Вкусвилла» в этих странах?
Сергей Затинщиков, один из лидеров проекта «Доставка по всей России и СНГ»:
— Сервис доставки в страны ближнего зарубежья был запущен вместе с партнером Boxberry. Мы собираем заказы в одном из наших дарксторов в Москве, а Boxberry доставляет их либо курьером на дом, либо в свои отделения.
За два месяца работы мы отмечаем постепенный рост числа отправлений товаров «ВкусВилл» за пределы России, больше всего заказов отправляется в Беларусь и Казахстан. В среднем у каждого покупателя в доставке 7–10 товаров, самая популярная категория — бакалея под СТМ. В основном сервисом пользуются покупатели «ВкусВилла», которые отдыхают в других странах или переехали, также часто заказывают подарки для родственников и друзей из СНГ.
— С июня «Вкусвилл» доставляет товары длительного хранения в отдалённые населённые пункты России. Насколько востребована эта услуга, что так покупают россияне и куда заказывают?
— Наша гипотеза была в том, что людям сложно находить продукты, БАДы и косметику с чистым составом вдали от Москвы и других крупных городов. Результаты проекта подтверждают, что наши продукты и сервис нужны покупателям в небольших отдалённых населённых пунктах, где нет возможности открыть магазин «ВкусВилл», но есть интернет и возможность получить заказ.
Безусловные лидеры по числу заказов — БАДы, чаще всего покупатели выбирают витамины B9 и B12. Также спросом пользуются корма для животных и продукты в категории «бакалея». Доставляем мы по всей России, больше всего заказов получаем из Сибири (Тюмень, Новосибирск), Дальнего Востока и Калининграда.
— Летом доля онлайна в бизнесе «Вкусвилла» составляла 35%. Какова она сейчас и каков прогноз на 2023 год?
Максим Сухиненко, управляющий доставкой:
— По итогам 2022 года доля онлайн-выручки достигла 39%. Мы доставили более 70 млн заказов, это почти в 2 раза больше в сравнении с предыдущим годом. Прогнозов мы традиционно не делаем, потенциальной цифры нет на радарах. Да, верим в дальнейший рост доставки, но от офлайна мы точно уходить не хотим.
— Какие форматы, на ваш взгляд, будут главными драйверами онлайна «ВкусВилла» в нынешнем году?
— Наша задача –– предложить покупателям максимальное количество удобных сценариев приобретения полезных продуктов. Есть тенденция к ускорению, среднее время бесплатной доставки – 65 минут, а экспресс стал полноценным сервисом и составляет уже 10% заказов. За небольшую стоимость ее можно использовать, когда товары нужны срочно или просто быстрее, чем обычно.
Спрос на услугу постоянно растет, мы видим отклик наших покупателей. Также в доставке мы предлагаем дополнительные сервисы: горячие блюда и доставку из ресторанов, ассортимент аптек, «Супермаркет» и другое. Тестируем разные форматы.
— Насколько востребован кофейный вендинг в ваших дарксторах? Будете расширять?
Электра Электра, управляющая вендингами:
— Да, совершенно точно, сейчас привлекаем новых обжарщиков и расширяем сеть.
Мы начали тестировать кофейные вендинги в декабре 2021 года, первые аппараты были установлены на наших дарксторах. Уже работают более 100 кофейных аппаратов, они установлены не только на дарксторах, но и в городском пространстве.
Заявки от дарксторов на подключения постоянно получаем, в целом складские помещения — очень удачная локация для кофейного вендинга.
Здесь интенсивный трафик и короткие перерывы, некогда стоять в очереди или заказывать доставку. В день вендинг продает от 50 до 100 порций горячих напитков, а ежемесячный оборот одной точки может варьироваться в пределах от 35 000 до 120 000 руб.
— Вендинг «ВкусВилла» здорово растёт и помимо кофе. Какие планы на этот формат в целом?
— Действительно, проект здорово развивается: установлено уже более 520 вендингов, за последний год число вендоров увеличилось почти в 2 раза, в обороте приросли на 25%.
Помимо стандартных установок вендинга по заявкам в городах нашего присутствия, выделяем для себя два ключевых вектора развития. Первый — региональная экспансия. Мы начали сотрудничать с партнерами, которые представлены не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в самых дальних уголках нашей страны. Уже намечены установки на Дальнем Востоке. Хотим сразу отработать сложную схему без привязки к основным поставкам «ВкусВилла».
Второе — уличные установки. В крупных городах появляются креативные пространства, благоустроенные зоны и парки, где покупателям круглый год нужен здоровый перекус. Уже установили вендинги на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге, на горнолыжном курорте на Красной Поляне и изучаем новые локации.
— Дарк китчены «Вкусвилла» показали взрывной рост в 2022-м. Это в большей степени эффект низкой базы или компания наткнулась на золотую жилу? Как долго, по вашим прогнозам, сохранится такой рост, какие дальнейшие планы на этот формат?
Сергей Павлов, руководитель проекта «Сгоряча»:
— Во «ВкусВилле» проект «Сгоряча» в 2022 года стал самым быстрорастущим, наша выручка выросла более, чем в 5 раз. Мы относительно молодой сервис, и эффект низкой базы тут присутствует. При этом в нашем резком скачке есть несколько факторов: растущий спрос покупателей на категорию готовой еды, расширение сети дарк китчен, освоение нового направления паназиатской кухни и выход в новые каналы продаж.
Рынок доставки активно развивается, и мы намерены держать многократные темпы роста и в 2023 году. Сейчас меню «Сгоряча» представлено и на внешних площадках: с прошлого октября на «Яндекс Еде», в этом году появились Delivery Club. Мы продолжим открывать новые кухни, радовать покупателей новинками, расширять региональную доступность и удобство сервиса.
***
По итогам 2022 года «Вкусвилл» нарастил выручку на 26% до 205 млрд рублей, онлайн-продажи при этом увеличились на 77% до 79 млрд рублей. Прямые конкуренты росли не так динамично: выручка X5 Group увеличилась по итогам года на 18,3%, «Ленты» — всего на 11,1% (что ниже уровня инфляции); «Магнит» пока отчётность не публиковал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.