На вопрос о том, почему вы выбрали такую-то ERP-систему, ритейлеры любят отвечать: «Нас устроило соотношение цена/качество». Или: «Это решение можно реализовать в нужные нам сроки за разумные деньги». Некоторые особенно честные признаются: «Посмотрели, что ставят конкуренты и решили сделать так же». В сети супермаркетов бытовой техники и электроники «Берингов» подошли к проекту выбора ERP-системы особенно тщательно. И кажется, избежали всех типичных ошибок, с этим процессом связанных.

От целей к решению

О том, что сети нужна новая ERP-система, в «Берингове» решили еще в 2008 году: закрылась сеть бытовой техники и электроники «Мир», пресса стала писать о сложностях, которые испытывает «Техносила». Лидеры рынка – «М.видео», «Эльдорадо» и немецкий «MediaMarkt» – чувствовали себя вполне уверенно, однако место для новых игроков на рынке появилось. И «Берингов» решил, что вполне способен его занять. При этом ERP-системы для поддержки активного роста у компании на тот момент не было. Точнее, существующая система уже не могла справиться с планами по открытию 10-15 новых магазинов в год. «Мы уже долгое время работаем на системах Lotsia ERP и «1С», – рассказывает Андрей Вирченко, заместитель генерального директора по информационным технологиям. – Для работы 24 наших магазинов их производительности было достаточно. Однако мы понимали, что при наличии уже 50 магазинов, они не справятся с такими объемами данных».

Впрочем, Андрей не считает, что выбор системы должен быть напрямую связан с количеством магазинов в сети. «Все зависит от конфигурации ИТ-инфраструктуры и от того, сколько бизнес-юнитов есть в компании, – уверен он. – Например, я знаю компании, которые используют системы класса «1С» даже при большем количестве магазинов. Они устанавливают несколько систем на разные дивизионы. У нас же в компании используется централизованное управление, поэтому нам необходима единая база».
Систем, которые работают на более высоком уровне, в России на самом деле не так много. Из проверенных и известных на средний бизнес традиционно были ориентированы продукты семейства Microsoft Dynamics. А крупные розничные сети пользуются в основном SAP. Впрочем, в последнее время продукты SAP стали более доступны и для небольших компаний. Особенно для тех, которые имеют тенденцию к росту. Эти возможности SAP и стали определяющими для «Берингова». «Мы целенаправленно искали систему для крупного бизнеса, – рассказывает Андрей Вирченко. – Потому что понимали: если мы намерены расти, то еще 4-5 лет – и нам все равно придется внедрять решение такого масштаба». Тем более что цены на рынке ИТ-решений в кризис снизились, и у «Берингова» появилась возможность внедрить серьезный продукт за приемлемые деньги.

«Помимо SAP мы также рассматривали решение от Oracle, – вспоминает Андрей. – Но от него мы в итоге отказались, так как у Oracle Retail пока мало внедрений в России».


Точка безубыточности

Модные нынче слова «рентабельность инвестиций в ИТ-проект» несколько месяцев кряду повторялись и в офисе «Берингова». «Но мы пришли к выводу, что в нашем случае просчитать ее непросто, – рассказывает Андрей Вирченко. – Поэтому пошли от обратного: от расчета того, какова будет упущенная выгода, если мы сейчас не внедрим SAP. Это и сняло сомнения в том, что инвестировать в проект нужно».

Впрочем, желание запустить ИТ-проект еще не означает отсутствие стремления сэкономить. Поэтому в «Берингове» придумали схему сокращения издержек на этапе внедрения, а заодно и рисков, связанных с запуском новой системы. «Мы решили, что логичнее сначала провести автоматизацию основных бизнес-процессов, – делится опытом Андрей. – Этот этап мы намерены завершить к апрелю 2011 года. К тому времени у нас будут автоматизированы основные процессы: логистика и финансы. На следующих этапах мы планируем внедрять управление ликвидностью, бюджетирование, бизнес-аналитику на базе Business Objects и т. д.».
В «Берингове» объясняют, что, хотя модуль Business Objects – вполне доступное по деньгам решение, и его можно было бы поставить уже на первом этапе, в компании приняли решение не делать этого. «Причина проста: нехватка ресурсов и, как следствие, появление повышенных рисков по внедрению базового функционала, – объясняет Андрей. – Кроме того, мы считаем, что менеджеры приходят к более четкому пониманию требований к бизнес-аналитике, когда компания уже поработала в SAP некоторое время и структура хранилища данных BW сформирована».


Доверительное управление

Многие компании выбирают подрядчика уже после того, как определятся с ERP-системой. В «Берингове» эти процессы протекали параллельно: в компании решили, что успех проекта ровно наполовину зависит от того, насколько квалифицированным окажется подрядчик. Это как с доверительным управлением на бирже: какой бы продуманной ни была стратегия, если управляющий плох, клиента ждут одни убытки.

Именно поэтому в «Берингове» партнеров по внедрению выбирали особенно тщательно. Основными критериями в выборе партнера было наличие успешных проектов внедрения SAP в ритейле (средний бизнес), соотношение цена/качество, сроки внедрения и наличие команды консультантов. «Мы поработали с выбранными партнерами и пришли к мнению, что готовая команда по внедрению SAP, удовлетворяющая остальным нашим требованиям, есть только у «НОРБИТ», – уверяет Андрей Вирченко.
Таким образом, решающим оказался тот факт, что в «НОРБИТе» «Берингову» смогли выделить нужные ресурсы в нужное время. «Время внедрения для нас было особенно важным, – говорят в компании. – Потому что у нас бизнес с высокой сезонностью. Мы долго думали, когда лучше всего запускать новую систему, и решили, что это надо делать в апреле. В этом месяце низкий сезон в бытовой технике и электронике, нагрузка на логистику минимальная и возможные убытки не так велики, если что-то пойдет не по сценарию». Впрочем, в «Берингове» надеются, что раз до нынешнего этапа им удалось дойти, избежав проблем и ошибок, то и в будущем сбоев не будет.

*на правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments