В начале 2015 г. российское общество настроено более оптимистично, чем во время мирового финансового кризиса 2008 г., говорится в исследовании агентства BrandScience. Кризисом обеспокоены всего 35% россиян. В конце 2008 г. этот показатель был вдвое выше. При этом 8% полагают, что кризиса в стране нет. Это связано с тем, что население имеет за плечами недавний кризисный опыт, а также с подъемом патриотических настроений, полагают авторы исследования.
Ситуация в стране ухудшается быстрее, чем личное финансовое состояние респондентов: негативные тенденции в экономике РФ наблюдают 80%, а ухудшение материального состояния в семье отмечают только 56%. Менее 10% респондентов в начале года заявили, что положение значительно или немного улучшилось.
Чуть меньше половины россиян полагает, что их не коснется задержка зарплаты (44%) и сокращение дополнительных поощрений от работодателя (43%). В то же время четверть участвующих в опросе заявила, что уже столкнулась с отсутствием привычных товаров в магазинах, а 26% – с уменьшением либо отменой премий и 20% – с сокращением зарплаты.
Как экономят
Почти половина выборки отметила, что перенесла запланированную ранее или вовсе отказалась от покупки товаров длительного пользования. От недвижимости отказалось 56% опрошенных, от авто — 55%, от новой мебели — 47%, крупной бытовой и аудио-видео техники и электроники — 46%. Причем, покупать машину в кризис не стали 63% опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга (показатель больше на 14 п. п., чем в регионах). В городах-миллионниках люди наоборот начали продавать автомобили, о чем призналось 6% респондентов (в Москве и Санкт-Петербурге – 0%).
Потребитель продолжает экономить и в отношении товаров повседневного спроса. Несмотря на то, что 43% всей выборки отметили, что не стали меньше покупать алкоголя, 33% опрошенных жителей городов-миллионников сообщили, что теперь делают это реже (показатель на 10 п. п. больше, чем среди москвичей и петербуржцев). Примечательно, что жители двух столиц не поменяли свои докризисные предпочтения, но перешли в более дешевые магазины (по другим субъектам федерации этот показатель 10%).
Среди товаров повседневного спроса существует несколько категорий, наименее чувствительных к кризису с точки зрения изменения потребительского поведения. Так, в феврале 2015 г. 60% респондентов заявили о том, что покупают лекарства в докризисных объемах ("ничего не изменилось"). Но треть потребителей все же стала сокращать расходы, причем, в Москве люди экономят, преимущественно, за счет приобретения лекарств в более дешевых местах (18%), в то время как в городах-миллионниках люди переключаются на более дешевые марки (18%).
В основе исследования лежат регулярные исследования компании BrandScience в городах России с численностью населения более 100 тыс. жителей. Данные отражают выборку в 1200 респондентов.