Зарубежные компании по-прежнему заинтересованы в российском рынке, у которого есть большой потенциал для роста. Об этом говорят результаты опроса BDO о возможностях выхода компаний на международные рынки. В ближайшие годы компании, планирующие выход на международные рынки, в качестве приоритетных регионов будут выбирать страны БРИК. Правда, российский рынок по сравнению с другими странами БРИК выглядит наименее привлекательным. С другой стороны, все больше российских компаний начинают строить планы международной экспансии и готовятся выходить на мировые рынки.
Как ни странно, но участники опроса не выразили серьезной обеспокоенности по поводу таких проблем, свойственных в том числе и России, как бюрократические препятствия и коррупция. Основным фактором успеха были названы люди: поиск хороших менеджеров и сотрудников (62%), а также надежных партнеров (59%). Возможно, именно по этому параметру Россия уступает остальным странам БРИК.
Интересно, что российские компании по этому параметру сильно отличаются от зарубежных коллег — среди основных препятствующих факторов они назвали государственный протекционизм и торговые ограничения. Возможно, по сравнению с Россией проблема людей за рубежом не так актуальна. Но в то же время для отечественных компаний нужен «проводник»: около 40% опрошенных отметили, что при выходе на новые рынки хотели бы найти надежного аудитора или консультанта, знающего местную специфику.
К ключевым факторам, определяющим привлекательность региона с точки зрения экспансии и возможности для роста, большинство участников опроса отнесли рост спроса/рынка (по соответствующему продукту), темпы экономического роста/рост благосостояния, размер рынка (численность населения), близкое расположение других рынков/регионов, благоприятная геополитическая среда.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА
Российский рынок по-прежнему является крайне привлекательным для иностранных компаний. При этом мнение о российском рынке является неоднозначным, и у него есть как ряд существенных плюсов, так и определенные минусы относительно других рынков.
Большинство компаний, уже имеющих опыт работы в нашей стране, относят его к числу наиболее удачных. В качестве существенных благоприятствующих факторов рынка компании, выделяющие Россию, называют его размер, уровень развития технологий, а также наличие возможностей занять лидирующее положение на рынке. К одной из проблем российского рынка, которую подтвердило исследование, можно отнести большое количество неудачных выходов на него иностранных компаний в прошлые годы в отличие от других стран БРИК, по которым наблюдается положительный опыт.
В целом, чтобы усилить свои позиции на международном рынке капитала, России, по мнению участников опроса, в первую очередь следует обратить внимание на проблему коррупции, этические принципы ведения бизнеса, недостаток развития правовой и финансовой инфраструктуры и, конечно же, проблему поиска подходящих руководителей и персонала.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛАНЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Российские компании, являясь активными игроками на международном рынке капитала, в свою очередь также имеют планы активной экспансии на иностранные рынки. Так, 77% российских компаний в этом году планируют более активно, чем в прошлом, выходить на международные рынки, а 92% из них уверены в успехе своей экспансии.
Предпочтения отечественных компаний можно охарактеризовать как довольно разнообразные и сильно отличающиеся от остальных стран. Приоритетным регионом является Европа, особенно Великобритания, и по-прежнему большое значение для российских компаний, планирующих расширение бизнеса, имеют страны бывшего СССР. При этом значение Казахстана снизилось по сравнению с прошлыми периодами, а Украина стала более привлекательной. Среди других регионов, на рынки которых предпочитают выходить российские компании, можно выделить Азиатско-Тихоокеанский регион, за ним следуют страны БРИК, Ближнего Востока и Африки.
К числу ключевых факторов, определяющих интерес российского бизнеса к другим рынкам, относятся размер рынка (население), темпы экономического роста, а также благоприятная законодательная и налоговая среда. А к наиболее часто называемым препятствиям для выхода на международные рынки относятся государственный протекционизм, торговые ограничения и другие вопросы государственного характера. При этом компании, планирующие экспансию в страны бывшего СССР в ближайшие год или два, в качестве самых важных факторов, принимаемых во внимание, назвали уровень технологического развития и близкое расположение рынков.
КРИТЕРИИ УСПЕХА
У российских компаний сложился определенный подход при планировании выхода на иностранные рынки, который учитывает геополитические, историко-культурные, географические, законодательные и другие факторы и особенности стран и регионов. Менеджмент российских компаний в большей степени, чем представители бизнеса других стран, для успешной реализации программы по выходу на иностранные рынки считает необходимым предварительно изучить их для формирования представления о том, в каких условиях предстоит работать.
Несмотря на традиционно самостоятельное решение этих задач, все больше и больше российских компаний начинают прибегать к услугам специалистов, имеющих специальные знания, опыт и связи для успешного выхода на иностранные рынки капиталов. Так, практически 50% участников опроса, представляющих Россию, считают, что самые надежные рекомендации в отношении выхода на международные рынки могут предоставить управленческие консультанты, аудиторы, юристы и профессиональные консультанты (по мнению более трети участников опроса) в сочетании с внутренними ресурсами и собственным опытом компаний.