Год назад международный аэропорт Толмачёво пригласил крупнейших онлайн-ритейлеров, действующих в России, к сотрудничеству в области создания распределительных центров для интернет-торговли.
По словам гендиректора ОАО "Аэропорт Толмачёво" Евгения Янкилевича, учитывая высокий спрос на авиаперевозки товаров, купленных через глобальную сеть, а также близость федеральной трассы М-52 и транссибирской железнодорожной магистрали, аэропорт Новосибирска можно рассматривать как привлекательное место для распределительных центров интернет-магазинов для продаж в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. "Их создание позволит онлайн-ритейлерам значительно сократить издержки, связанные с доставкой товаров", – отметил он. По информации аэропорта, программа привлечения интернет-магазинов к сотрудничеству была разработана с учетом стратегии развития грузоперевозок в Толмачёво.
Между тем, онлайн-ритейлеры не спешат начинать строительство своих складских комплексов вблизи от грузового терминала аэропорта. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, в настоящее время идёт работа по привлечению клиентов, ведутся переговоры и обсуждаются технические детали. "Производственные мощности складских помещений аэропорта Толмачёво полностью готовы к приёму и обслуживанию грузов онлайн-ритейлеров. Сейчас предложение аэропорта Толмачёво рассматривают ряд компаний, дальнейшая работа зависит от заинтересованности потенциальных клиентов", — сообщили в Толмачёво.
По оценкам аналитиков, российский рынок электронной коммерции развивается сегодня очень динамично. Наиболее высокими темпами расширяется большинство онлайн-сервисов, в первую очередь, речь идет о решениях, ориентированных на потребительский рынок и связанных с сегментом финансовых услуг.
"Быстрорастущий рынок онлайн-торговли безусловно испытывает выраженный недостаток в качественных складских площадях, особенно в регионах, – говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. — Тем не менее, именно такой формат, пока все-таки выглядит неоднозначно, так как доля авиаперевозок в силу низкой конкуренции и перегретых цен в этом сегменте занимает в общей логистике онлайн-торговцев лишь весьма небольшую долю. Даже если речь идет о трансграничном сегменте, на этапе внутренних перевозок преимущественно используются альтернативные варианты доставки товаров до потребителя. Это обстоятельство, вероятно, несколько снижает привлекательность такого проекта для целевых арендаторов, так как локализация в рамках аэропорта, судя по всему, не создает для них очевидных конкурентных преимуществ".
Это подтверждают и сами участники рынка интернет-торговли. По словам операционного директора "О-Курьер" (холдинг OZON) Константина Желтышева, сама идея создать логистический центр в зоне аэропорта Толмачёво может быть интересна, особенно, если там будут предоставляться услуги по таможенному оформлению объёмов зарубежных (китайских, прежде всего) онлайн-ритейлеров. "Но для нашей компании в ближайшей перспективе это пока не интересно, так как доставку в Новосибирск мы осуществляем наземным транспортом", — говорит он.
В тоже время, как считают аналитики УК "Финам Менеджмент", в перспективе такие проекты потенциально могут быть интересны довольно широкому кругу инвесторов, прежде всего, из числа операторов розничного рынка и, в том числе, игроков сектора дистанционной торговли. "Вполне вероятно, в перспективе, по мере роста экономики и развития внутреннего рынка грузовых авиаперевозок, формирования в этом сегменте более сбалансированной ценовой конъюнктуры, ситуация изменится. Логистическая модель, учитывая географический фактор, приблизится, наверное, к практике крупных развитых стран, и спрос на такие решения будет значительно более выраженным, но это все-таки больше среднесрочная перспектива", – говорит Максим Клягин.
По оценкам аналитиков, в настоящее время на долю Сибирского федерального округа может приходиться около 10% всей онлайн-торговли в России. Сегодня в общем обороте розничной торговли России доля онлайн-торговли составляет менее 2%.Ее объем оценивается в среднем в 400 млрд руб. По прогнозам, в течение следующих нескольких лет темпы роста этого рынка будут формироваться в диапазоне 25-30%. К 2016 году объем этого рынка может возрасти в 2-2,5 раза. При этом объем интернет-торговли может достичь 3,5-4% от общего объема розничного товарооборота. Основными факторами роста будет активное проникновение дистанционной торговли в регионы на фоне развития инфраструктуры и логистики при сохранении основных конкурентных преимуществ формата.