Петербургская сеть гипермаркетов "О’Кей" планирует осенью продать акции своей головной компании Dorinda Holding S.A. на Лондонской фондовой бирже (LSE). Организаторами назначены "ВТБ Капитал" и Goldman Sachs. Минимальный объем размещения составит $300 млн (около 15% акций; вся компания может стоить $1,7-1,9 млрд). Помимо допэмиссии часть своих акций, возможно, продадут собственники сети Дмитрий Троицкий, Дмитрий Коржев и Борис Волчек.
Тендер среди инвестбанков группа "О’Кей" завершила недавно — организаторами IPO выбраны "ВТБ Капитал" и Goldman Sachs, рассказал "Ъ" топ-менеджер одного из западных инвестбанков. Источник, близкий к компании, подтвердил планы и названия организаторов. Он подчеркивает, что параметры размещения не определены окончательно, но "для того, чтобы акции были ликвидны, необходимо продать бумаг минимум на $300 млн". Предварительно предложенный инвесторам пакет будет сформирован в равной пропорции из бумаг акционеров и допэмиссии. По его словам, компания решила, что размещение пройдет на LSE, акции продаст зарегистрированная в Люксембурге компания Dorinda Holding S.A. (холдинговая компания группы, в которую входят оператор сети ООО "О’Кей" и владелец недвижимости сети ЗАО "Доринда").
Представители "ВТБ Капитала" и Goldman Sachs от комментариев отказались. Мобильный телефон пресс-секретаря "О’Кей" Марии Радиной вчера был выключен.
Группа "О’Кей" основана в Санкт-Петербурге в 2001 году. На 1 марта этого года компания оперировала 47 магазинами, в том числе 29 гипермаркетами "О’Кей" и 18 супермаркетами "О’Кей-Экспресс" в 11 городах России. По итогам 2009 года "О’Кей" был третьим по величине российским ритейлером с выручкой 67,011 млрд руб. (с учетом иностранных ритейлеров Auchan и Metro Group занимает пятое место). 100% компании принадлежит люксембургской Dorinda Holding S.A.— ее владельцами примерно в равных долях являются основатели соковой компании "Мултон" Дмитрий Троицкий и Дмитрий Коржев и предприниматель Борис Волчек.
"О’Кей" официально раскрывал только выручку 2009 года — 67,011 млрд руб. (без НДС, плюс 33,3% к 2008 году). По словам топ-менеджера компании, EBITDA группы в 2009 году составляла 6,1 млрд руб., долг — около 15 млрд руб. Сейчас средний мультипликатор, по которому торгуются российские торговые сети, равен 11 х EBITDA, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. "О’Кей" стоит в диапазоне $1,7-1,9 млрд, подсчитал он. Исходя из этой оценки, на бирже может быть продано минимум 15% акций.
Ритейлер хочет получить все преимущества публичных компаний — более низкие ставки по кредитам и торгующиеся акции как инструмент оплаты сделок M&A, рассказывает топ-менеджер "О’Кей". К IPO компания готовилась давно — аудированную консолидированную отчетность по МСФО сеть делает с 2005 года. Сейчас подходящее время для размещения, считает вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин: рынок акций восстанавливается после кризиса, его ликвидность находится на высоком уровне. Интерес к ритейлу у инвесторов есть — сильные игроки росли в кризис, сам сектор практически не упал, отмечает он. "О’Кей" — "стабильная, очень хорошая сеть гипермаркетов" и на ее бумаги будет спрос, уверен Алексей Кривошапко. По его наблюдениям, сеть имеет высокий показатель продаж с 1 кв. м. Так, "О’Кей" в год продает товаров на $12-13 тыс. с 1 кв. м, гипермаркеты "Магнита" — всего на $6,5 тыс., "Карусель" (входит в Х5 Retail Group) — примерно на $10 тыс. Других очевидных преимуществ перед уже торгующимися розничными сетями у "О’Кей" нет, уверен банкир. По словам собеседника "Ъ" в "О’Кей", средства от размещения пойдут на развитие (в течение двух лет компания хочет удвоить количество гипермаркетов) и снижение долговой нагрузки (сейчас долг/EBITDA равен 2,5).
После прошлогоднего кризиса в этом году компании активно проводят размещения. Уже состоялось IPO ГК "Русское море", доразместился на бирже ресторанный холдинг "Росинтер Ресторантс", в ближайшие дни должны провести IPO фармхолдинг "Протек" и агрохолдинг "Русагро". Ритейлеры тоже сморят на биржи. Так, одновременно с "О’Кей" IPO может провести ОАО "ТД "Копейка"". А калининградская группа "Виктория" уже успела скорректировать планы: провести IPO компания планировала весной и даже выбрала организаторов — "Ренессанс Капитал" и Goldman Sachs, но в итоге сделала выбор в пользу частного размещения.