В 2013 году "Обувь России" смогла увеличить оборот, рентабельность и прибыль почти в полтора раза. Секрет успеха: широкий ассортимент, активная экспансия в регионы и продажи в рассрочку.
Группа компаний "Обувь России" опубликовала финансовую отчетность за 2013 год. Согласно отчетности, чистая прибыль по МСФО увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2012 годом до 573,5 млн рублей. Выручка группы в 2013 году увеличилась в 1,4 раза и составила 4,915 млрд рублей. Валовая прибыль составила 2,384 млрд руб. (рост в 1,7 раза), прибыль до налогообложения — 726,2 млн руб. (рост также в 1,7 раза).
Активы "Обуви России" увеличились в течение 2013 г. в 1,45 раза до 4,795 млрд рублей.
Планы на будущее у компании еще более амбициозные. "Обувь России" решила освоить новые технологии, и в программу по модернизации производства, которая рассчитана на три года, планирует инвестировать 20 млн долларов.
Как сообщила пресс-служба компании, модернизация фабрики позволит "Обуви России" повысить производительность труда в два раза и увеличить ежегодный выпуск продукции с 350 тыс. до 500 тыс. пар обуви в течение ближайших двух лет. На предприятии уже заработали новые автоматизированные раскройные системы европейского производства. В 2014 году компания установила "планку" по выручке в размере более 7 млрд рублей.
Группа компаний "Обувь России" — федеральная обувная компания, входящая в пятерку крупнейших обувных ритейлеров России, лидер среднеценового сегмента обувного рынка. Группа была основана в 2003 году, основные бизнес-направления — розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами, обувное производство. Директор группы компаний "Обувь России" Антон Титов рассказал "Эксперту Online" какова стратегия развития компании, за счет чего удается увеличивать обороты и станет ли девальвации рубля стимулом к импортозамещению в легпроме.
— За счет чего удалось добиться роста прибыли и оборота?
— Значительного роста ключевых финансовых показателей удалось добиться благодаря активному расширению розничной сети. В 2013 году мы открыли более 90 магазинов и вышли в 30 новых городов. В развитии делаем ставку на магазины в формате для торговых центров, поскольку он позволяет привлечь более молодую и активную аудиторию в наши магазины.
Среди факторов, которые повлияли на рост прибыли и рентабельности, — также увеличение доли более модной дизайнерской обуви в наших коллекциях. В 2013 году мы запустили линейку эксклюзивной обуви Valeriya by Wesfalika, ее доля на сегодняшний день составляет 30% коллекций магазинов Westfalika. Также мы активно развиваем ассортимент сопутствующих товаров, который сейчас насчитывает около 1000 SKU. В 2013 году продажи сопутствующих товаров выросли в 2,7 раза – до 865 млн рублей. План на этот год — 1,5 млрд рублей. Доля продаж сопутствующих товаров в выручке компании в прошлом году увеличилась с 10 до 17%, план на этот год – 20,5%. Сопутствующие товары – высокомаржинальная товарная категория, маржа на них в среднем в 2-3 раза превышает маржу на обувь. Также они занимают мало места на складе и в магазине и способствуют увеличению числа контактов покупателей с брендом, а значит, и росту лояльности.
Также весомый вклад в выручку компании вносят проекты рассрочки и микрозаймов. В 2013 году мы продали в рассрочку на 2,2 млрд рублей, что составляет 45% от выручки компании. Сейчас фактически каждая вторая пара в наших сетях продается в рассрочку. Это собственный проект компании, который мы реализуем без участия банков. Процентный доход от микрозаймов – это второй проект компании, который мы реализуем на базе проекта рассрочка, – составил 571 млн рублей (11,5% от выручки). Микрозаймы мы не выдаем в улицу, предоставляем только нашим покупателям, имеющим положительную кредитную историю.
— Такие микрозаймы должны быть очень рискованны. Ведь если человеку не хватает на пару обуви, как он сможет вернуть рассрочку или кредит вообще? Каковы условия по ним и процент невозврата?
Как правило, денежные займы берут до зарплаты на срок до 1 месяца (мы предоставляем на срок до 1 года). размер займа — до 20 000 рублей. По рассрочке у нас показатели дефолтности — 3-4%. Если говорить про микрозаймы, там показатель выше — 6-7%.
Достаточно низкие показатели дефолтности нам удается держать благодаря тому, что мы работаем с постоянными покупателями наших магазинов, это надежная аудитория. К тому же у нас постоянно совершенствуется скоринг. Мы разрабатывали собственную скоринговую систему, адаптированную под наш продукт. Если говорить про рассрочку, то у нас сейчас 50% продаж осуществляется именно таким образом.
Эта услуга востребована как в средних и небольших городах, где доходы населения ниже средних по России, так и в крупных городах, так как мотивом для использования рассрочки является в том числе и возможность совершить спонтанную покупку или купить обувь сразу для всей семьи. т.е. рассрочка — это не услуга для бедных, а современная высокотехнологичная услуга, которая позволяет грамотно планировать семейный бюджет.
— В этом году планы по продвижению столь же амбициозны?
Мы планируем активно развивать сеть и в 2014 году: согласно инвестпрограмме, анонсированной в феврале 2014 года, мы откроем в этому году 120 магазинов и инвестируем 1,5 млрд рублей. В первом квартале мы уже запустили более 30 новых торговых точек. В этом году выходим в новые регионы в центральной России, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, такие как: Волгоградская, Вологодская, Самарская, Ульяновская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия). Также будем усиливать свое присутствие в Хабаровском и Приморском крае, Курской области, Республиках Башкортостан и Татарстан. В последующие годы мы намерены открывать не менее 100 магазинов в год, преимущественно будем делать ставку на центральную Россию, Северо-Запад, Приволжье. Столь амбициозные планы по развитию сети связаны как с возможностями самой компании (отработанная технология выхода в регионы, узнаваемые бренды, широкий ассортимент, нестандартные услуги для покупателей), так и с уникальной ситуацией на обувном рынке: рынок является третьим по объёмам потребительским рынком в стране (его объем превысил 31 млрд долларов по итогам 2013 года). Рынок пока слабо консолидирован (доля ТОП-25 обувных сетей составляет около 10%), многие ниши не заполнены, поэтому рынок предоставляет большие возможности для открытия новых магазинов. Кроме того, российский обувной рынок отстает по уровню потребления от Европы и США (для сравнения: у нас уровень потребления составляет 3-3,5 пар на человека в год, в Европе – 4-6 пар, в США – 6-8 пар), поэтому у рынка есть большой потенциал для роста.
— Произошедшая девальвация рубля поможет вам увеличить долю рынка, оттеснив импорт, или же приведет к снижению потребительского спроса и оборотов бизнеса?
— В нашей розничной сети по итогам первого квартала рост цен в среднем составил 12-13%. Основная причина — это девальвация рубля. Дело в том, что на обувном рынке 80% — это импортная обувь. И даже если обувь производится на территории России, все равно большинство комплектующих приходится завозить из-за рубежа. Однако снижения покупательской активности в результате роста цен мы не наблюдаем, поскольку для покупателя среднеценового сегмента такой рост цен не является критичным. По предварительным итогам 1-го квартала, выручка нашей компании уже увеличилась на 50%.
Сейчас возможности для обувного производства связаны, скорее, не с девальвацией рубля, а с технологической перестройкой обувного производства. Несколько лет назад в обувном производстве произошла отраслевая технологическая революция, когда те операции, которые ранее выполнялись в ручную — раскрой и шитье, — были автоматизированы. Пока еще далеко не все производители, в том числе и в Азии, перешли на новые технологии. И у российских обувных компаний есть возможность создать производства уже на новой технологической базе. Тем более что несколько лет назад были снижены пошлины на ввоз технологического оборудования, что выгодно для обувных производителей. Весной мы начали программу по модернизации нашего обувного производства в Новосибирске, планируем инвестировать в ближайшие 3 года 20 млн долларов. Мы уже закупили новые автоматизированные раскройные системы. Модернизация производства позволит нам как минимум в два раза увеличить производительность труда, увеличить выпуск продукции в ближайшие два года с 350 тыс. до 500 тыс. пар, а также снизить себестоимость готовой продукции.