Последняя надежда предпринимателя, который не может получить кредит,— собственные сотрудники. Действительно, почему бы не попросить деньги у них? Но этично ли залезать в кошелек к тем, кому ты платишь зарплату?

В ноябре прошлого года генеральный директор и владелец компании "Клинок" (лидер московского рынка ножей) Алексей Снесарев оказался перед непростым выбором. Чтобы спасти свою компанию, он непременно должен был унизиться — либо перед клиентами, либо перед собственными сотрудниками. К такой ситуации привела цепочка принятых Снесаревым решений.

Незадолго до кризиса "Клинок" заключил с одним из своих поставщиков договор на производство ограниченной партии коллекционных ножей. Чтобы оплатить заказ, Алексей зарезервировал около $100 тыс.— по условиям контракта, оплату нужно было произвести наличными в день поставки. В том, что деньги отобьются, он не сомневался. Компания заранее разместила объявления в специализированных журналах, и более половины партии сразу же забронировали коллекционеры.

Но наступил финансовый кризис, и поставщик стал раз за разом откладывать сроки выполнения заказа, мотивируя задержку отсутствием необходимого металла. Снесарев попал в двусмысленное положение.

Ножи преткновения 

С одной стороны, глава "Клинка" хотел получить товар. Вопрос был не только в прибыли, но и в репутации самого Алексея.

Коллекционеры ножей — публика особая. Они не останавливаются ни перед чем, чтобы приобрести интересующий их экземпляр. Со многими из клиентов, забронировавших эксклюзивные ножи, Снесарев поддерживал дружеские отношения в течение многих лет. По мере того как поставка откладывалась, их доверие стало понемногу исчезать. Гендиректору было все труднее и труднее объяснять, что ножи, которые они мысленно уже добавили в свою коллекцию, все еще не изготовлены. Дошло до того, что один из заказчиков, председатель правления банка, приехал в офис "Клинка" за объяснениями. Алексей как мог успокоил его, но переломить ситуацию был не в состоянии — поставщик продолжал кормить "завтраками". Снесареву оставалось только ждать.

С другой стороны, хранить отложенные для закупки партии $100 тыс. он не мог. В кризис продажи во всех магазинах сети резко упали, пришлось потратить эти деньги на аренду помещений и зарплату сотрудникам.

Но в конце ноября поставщик вдруг объявил, что партия ножей прибудет через неделю. В "Клинке" было возликовали, но радость омрачало одно обстоятельство. Производитель по-прежнему требовал оплатить товар в день поставки, и, несмотря на задержку со своей стороны, не соглашался смягчить условия. А в случае отказа угрожал продать ножи конкурентам "Клинка". Снесарев представил, с какими заметками выйдут специализированные журналы, если его партия попадет к конкурентам, и как он будет смотреть в глаза клиенту-банкиру. Тогда он решил во что бы то ни стало найти деньги.

На поклон к сотрудникам 

Средств на счетах у компании не хватало. Получить банковский кредит в разгар кризиса было нереально. Рассчитывать на помощь друзей-бизнесменов гендиректор "Клинка" не мог — у них тоже не ладилось с финансами.

Чтобы найти выход, Снесарев каждый день устраивал со своей командой мозговые штурмы. В результате появились три варианта. Сначала кто-то предложил взять предоплату с клиентов. Затем у самого Алексея возникла идея заложить в банке собственное жилье. Наконец, два менеджера заявили: "А почему бы не попросить денег у сотрудников?". И сами же вызвались собрать нужную сумму.

Каждый из этих вариантов был плохим. По сути, Снесарев должен был либо подвергнуть риску собственное благополучие, либо публично продемонстрировать свою слабость. Заложив жилье, он рисковал стать бездомным гендиректором. К тому же Алексей не был уверен, что успеет осуществить сделку в срок. Оставались варианты с потерей лица. Но перед кем лучше унизиться: перед клиентами или перед сотрудниками?

Просить деньги у заказчиков было крайне неудобно. "Что подумает клиент о компании, которая обещает выполнить заказ, два месяца откладывает исполнение, а потом просит у него деньги?" — рассуждал Снесарев. Клиенты очень важны — в конце концов, оплатить заказанную партию нужно было для того, чтобы сохранить с ними долгосрочные отношения.

Просить деньги у сотрудников оказалось не легче. Во-первых, обращаясь к ним с просьбой о помощи, Снесарев расписался бы в том, что не может сам решить финансовые проблемы компании. Как признается гендиректор "Клинка", от этой мысли он "испытывал чувство стыда и собственной несостоятельности". Во-вторых, при возникновении проблем с реализацией товара он рисковал оставить 40 семей без средств к существованию перед Новым годом. Такой поворот событий привел бы к уходу большинства сотрудников.

Тем не менее Алексей решил одолжить денег у персонала, тем более что в этом решении был и один плюс. "Я подумал, что это поспособствует сплочению коллектива",— говорит Снесарев. С разрешения гендиректора в день выдачи ноябрьской зарплаты два топ-менеджера поехали собирать деньги с работников.

Вечером, когда необходимая сумма была собрана, Снесарев отправил сотрудникам письмо, в котором поблагодарил их за понимание и пообещал быстро вернуть деньги. "У меня было только два варианта: настроить себя, что я отдам деньги, либо что не отдам,— объясняет Снесарев.— Как оптимист я всегда выбираю позитивное решение".

В итоге гендиректор выиграл. "Клинок" заплатил поставщику за партию, клиенты получили обещанные ножи, а сотрудники — обратно свои средства. Однако сам Алексей до сих пор размышляет, правильно ли он поступил, рискнув деньгами подчиненных?
 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments